Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Природа и воспитание

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

человеческие существа одновременно включены в мир природы (посредством своего тела) и в мир культуры (посредством языка). Точное соотношение между биологическим и культурным в устройстве человеческого общества долгое время составляло предмет спора в социальной философии и социальных науках. В полемике о соотношении природы и воспитания существуют две крайние точки зрения: (1) сторонники генетического подхода утверждают, что характеристики индивидов, социальных групп и наций могут объясняться исключительно с точки зрения генетической наследственности; (2) представители культурного детерминизма и антинатурализма утверждают, что индивидуальные различия и национальный характер полностью объясняются социализацией. Объяснения с точки зрения генетической наследственности часто предлагаются теориями криминального поведения, интеллекта и образовательных достижений. Так, согласно теориям, подчеркивающим значение генетических факторов, интеллект не испытывает существенного влияния культуры и образования. Феминисты выступают против акцента на биологическом поле при объяснении различий между мужчинами и женщинами, утверждая, что такое объяснение отражает ценности патриархата, тогда как в действительности эти различия порождаются гендером и, следовательно, социальны по своей природе. Хотя социологи традиционно отвергали любые формы генетизма, некоторые из них, такие, как Т. Парсонс, стремились к более плодотворному теоретическому соотнесению биологических и социальных систем. Парсонс (Parsons, 1977) проводил параллель между символами, информацией и кибернетикой в социальных системах и передачей «информации» посредством ДНК в системах биологических.

Научные статьи на тему «Природа и воспитание»

Зарубежная педагогика об использовании природы в воспитании ребенка

В основу воспитания ученым был положен принцип природосообразности....
Идеи Коменского о роли природы в воспитании можно обозначить несколькими положениями: Возрастные этапы...
Процесс воспитания необходимо реализовывать в соответствии с ними....
Руссо о роли природы в воспитании можно обозначить следующими положениями: Определяющая роль природы...
Воспитание в природе способствует формированию личностного опыта и внешних чувств.

Статья от экспертов

Природа в традиционном воспитании карачаевцев

Научный журнал

Умственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой

Природа как средство умственного воспитания Определение 1 Знакомство с природой – это формирование...
В ходе знакомства ребенка с природой происходит воспитание верного отношения к ней: формируется понимание...
Умственное воспитание ребенка реализуется посредством формирования у них представлений об устройстве...
Автор24 — интернет-биржа студенческих работ Умственное воспитание при взаимодействии с природой реализуется...
Ее значимость в умственном воспитании была рассмотрена выше.

Статья от экспертов

Априорные символы в природе воспитания

В статье рассмотрено проявление в природе воспитания априорных смыслов, выраженных в символической форме. Раскрывается содержание таких априорных символов воспитания, как время, пространство, добродетель, общность, порядок. Подчеркивается необходимость в исследовании процесса воспитания обращаться не только к анализу эмпирических данных, но и к постижению смысла феноменов воспитания в социокультурном контексте.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Базис и надстройка

данные термины использовались марксистскими социологами в рамках анализа отношений между экономикой (базисом) и другими социальными формами (надстройкой). Экономика с этой точки зрения состоит из трех элементов: работника, средства производства (которые включают в себя как используемые материалы, так и средства, с помощью которых эта работа выполняется) и того, кто присваивает продукт. Для любой экономики характерно наличие трех указанных элементов, при этом отличие одного типа экономики от другого заключается в том, каким обра зом эти элементы сочетаются. Существует два вида отношений, которые могут устанавливаться между элементами, — отношения владения (possession) и отношения собственности (property). Владение указывает на отношение между работником и средствами производства: либо работник владеет средствами производства, контролирует их и управляет ими, либо нет. В рамках отношений собственности нетрудящийся элемент имеет собственность либо на средства производства, либо на труд, либо и на то, и на другое — следовательно, он может присваивать продукт. Надстройка обычно понимается как остаточная категория, охватывающая такие институты, как государство, семья и господствующие в обществе формы идеологии. Сила марксистской позиции зиждется на положении о том, что характер надстройки определяется характером базиса: по мере изменения базиса меняется и надстройка. С этой точки зрения предполагается, что отличие, например, политической структуры феодализма от политической структуры капитализма основывается на отличии двух соответствующих форм экономики. Модель базиса и надстройки стала основой множества исследований, от интерпретации романа XVIII в. до изучения структуры семьи в современном обществе. Эти исследования в основном имели форму классового анализа, что означает рассмотрение производственных отношений в рамках базиса в качестве отношений между социальными классами (например, между рабочими и капиталистами). Положение о том, что базис детерминирует надстройку, указывает на то, что характер последней — литература, искусство, политика или структура семьи — определяется главным образом экономическими интересами господствующего социального класса. Использование метафоры базиса и надстройки может быть плодотворным аналитическим средством, однако оно вызывает острые споры как в рамках марксизма, так и вне его. Одним из моментов, вызывающих разногласия, является определение производственных отношений. То, что эти отношения являются отчасти отношениями собственности, говорит о базисной роли юридических определений, представляемых данной моделью в качестве надстроечных. Таким образом, аналитическое разделение на базис и надстройку сопряжено с определенными трудностями. В последнее время внимание исследователей сосредоточивалось на разработке такого понятия производственных отношений, при котором они не определялись бы в юридических терминах. Однако положе ние о том, что базис детерминирует надстройку, по-прежнему остается «яблоком раздора». Ряд критиков утверждает, что модель базиса и надстройки ведет к экономическому детерминизму, хотя на деле лишь немногие сторонники этой модели используют такого рода детерминистскую точку зрения. Например, Маркс и Энгельс никогда не придерживались доктрины детерминизма. Во-первых, они полагали, что надстроечные элементы могут быть относительно автономными по отношению к базису и иметь свои собственные законы развития. Во-вторых, они утверждали, что надстройка взаимодействует с базисом или оказывает на него влияние. Современные марксисты еще дальше отходят от экономического детерминизма, заявляя, что надстроечные элементы должны рассматриваться как условия существования базиса. Эта идея, как полагают, связана с отказом от первичности экономики и приданием всем институтам общества равной при чинной значимости. Высказывалось также мнение о том, что отношения между базисом и надстройкой являются функциональными.

🌟 Рекомендуем тебе

Новые религиозные движения

группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспо сабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot