В данной статье рассмотрены этапы формирования научного понятия, выделены стадии предпонятия (понятия в житейском смысле) и собственно понятия (понятие в научном смысле). Проведен сравнительный анализ таких стадий как «представление», «предпонятие», «понятие» с точки зрения субъективности восприятия и выделения существенных свойств объектов субъектом обучения. Обсуждаются вопросы целесообразности освоения школьниками научных понятий при изучении курса информатики, предлагается формирование части понятий остановить на уровне предпонятия. Говорится о необходимости осуществления анализа стадии формирования научного понятия в зависимости от этапа обучения, предлагается критерий определения необходимого уровня развития понятия на конкретной ступени изучения информатики. В статье описан пример анализа этапов формирования одного из понятий школьного курса информатики.
В статье рассмотрен один из путей пропедевтики формирования понятия фрактал у учащихся 5-7 классов в процессе изучения курса Фракталы в Лого с использованием программной среды Лого. Описаны этапы соответствующей работы и приведены примеры их реализации. В ходе обучения успешно применялись такие активные формы, как дидактические и компьютерные игры, эксперимент, учебный проект и др. Опыт преподавания названного курса учащимся 5-7 классов общеобразовательных школ позволяет сделать вывод, что для решения поставленной задачи необходимо не только тщательно продумывать содержательный компонент учебных занятий, но и определять наиболее продуктивные формы организации деятельности школьников.