В статье рассматривается возникновение и становление буддийской сангхи в Индии. Определяются этапы ее развития, их связь с изменяющимися социальными и историческими условиями, возникновение новых форм буддийской общины, таких как стационарные монастыри и монастыри-университеты.
В статье рассматривается система обетов в буддизме, раскрывается её место в буддийской сотериоло-гии и определяется значение этой системы для развития личности в буддийской культуре. На основе тибе-тоязычных источников анализируется понимание обетов, принятое в тибетском буддизме. Выделяется три главных вида обетов (sdom gsum), приятых в тибетской традиции буддизма: обеты «индивидуального спасения» (пратимокши), бодхисаттвовские и тантрийские. Отмечается, что первые фиксируют принадлежность индивида к буддизму и определяют его статус по линии «мирское ушедшее от мира», бодхисаттвовские определяют принадлежность человека к Махаяне, а тантрийские к Ваджраяне. Анализ содержательной стороны обетов позволяет разделить их на следующие виды. К первому следует отнести обет прибегания к Трем Драгоценностям и обет порождения бодхичитты, которые квалифицируются как «входные двери» буддизма и Махаяны, а их принятие и соблюдение приводит к формированию конкретной базовой позиции личности и в зна...