Справочник от Автор24
Нужна помощь?
Найдем эксперта за 5 минут
Подобрать эксперта
+2

Постструктурализм

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

форма анализа, используемая в основном в рамках литературной критики и связываемая прежде всего с именем французского философа Жака Деррида. Постструктурализм часто противопоставляется структурализму, хотя Деррида полагает, что его работы следуют фундаментальным структуралистским принципам. Основная идея постструктурализма заключается в том, что реальность невозможно постичь без вмешательства языка, поэтому приоритет отдается исследованию языка или текстов. Тексты можно понять только в отношении к другим текстам, а не к внешней реальности, относительно которой они могли бы проверяться или измеряться. Согласно принципу интертекстуальности, смысл текста производится в соотнесении с другими текстами. Постструктурализм отличает антигуманистическая позиция, то есть критическое отношение к остаточному (residual) гуманизму социальной теории, ставящей речь выше письма. Согласно радикальным версиям постструктурализма, социология не может более существовать как дисциплина, поскольку основывается на устаревших представлениях о социальном.

Скачать

Научные статьи на тему «Постструктурализм»

Постструктурализм

Определение 1 Постструктурализм – это течение в западной гуманитарной мысли 1960-1990-ых годов,...
Понятие постструктурализма Представители движения постструктурализма считают необоснованными претензии...
В Германии используется термин «неоструктурализм», в Великобритании – постструктурализм....
Таким образом, постструктурализм имеет следующие особенности: Философия постструктурализма – это закономерное...
Постструктурализм в литературоведении Постструктурализм в литературоведении проявился в виде движения

Статья от экспертов

Онтологизация диалога в постструктурализме

Анализируются философские проблемы коммуникации в современном глобализирующемся мире, проблемы диалога, который реализуется в межсубъектном пространстве. Диалог рассматривается как онтологическая категория, как со-бытие Я и Другого.

Научный журнал

Постструктурализм и деконструктивизм в понимании русского языка и его дискурса

Постструктурализм и деконструктивизм в понимании русского языка и его дискурса Постструктурализм и деконструктивизм...
Определение 1 Постструктурализм – это философская и лингвистическая теория, которая критически относится...
В русском языке и дискурсе постструктурализм может быть использован для анализа того, как смысл формируется...
Значительная часть работы в области постструктурализма и деконструктивизма основана на анализе примеров...
Таким образом, постструктурализм и деконструктивизм предоставляют различные инструменты и подходы для

Статья от экспертов

Постструктурализм и культурный текст

Статья посвящена анализу влияния постструктурализма на понимание культуры как текста в ситуации постмодерна. Демонстрируется, что текст трактуется не как совокупность лингвистических высказываний, язык и речь (письмо), а расширенно, как всеобщая подвижная структура знаков, сигналов, образов, рассказов, языков, следов и наслоений. В духе теории постструктурализма это децентрированный гипертекст, в котором подрываются авторитеты и царит радикальный плюрализм истин, ценностей. Показано, что прежние проекты исторического прогресса замещаются сценариями нелинейного развития общества. Следствием анализа является раскрытие сути подмены истории рассказами и нарративами постановка под сомнение фундаментальных истин.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Новые русские»

условная категория, обозначающая специфическую группу российского населения (около 7%), резко повысившую свой материальный статус в результате экономических реформ 1992 и последующих годов в России.

🌟 Рекомендуем тебе

Барьер коммуникации

помехи, препятствующие контакту между коммуникатором и реципиентом. По характеру помех барьеры коммуникации разделяют на технические, психофизические, психические, семантические, социальные и культурные.

🌟 Рекомендуем тебе

Новые религиозные движения

группы ревностных приверженцев неортодоксальных религиозных убеждений и практик, которые иногда, но не всегда, имеют восточное происхождение. В последние годы новые религиозные движения или культы привлекают значительное внимание прессы, особенно это касается темы предполагаемого «промывания мозгов» новых участников. Тем не менее, не все культы подобного рода являются новыми — религиозные инновации в Европе и Америке имели долгую историю в XIX и ХХ вв. Однако вспышки религиозного рвения любого рода могут иметь циклический характер. Например, утверждалось, что контркультура 1960-х гг. была связана с ростом новых религиозных движений, впоследствии пришедших в упадок. Существование новых религиозных движений получает непропорционально широкую, судя по их относительно небольшим размерам, огласку. По оценкам А. Баркер (Barker, 1984), в 1982 г. насчитывалось, например, лишь 700 приверженцев Муна и 200 последователей движения «Трансцендентальная медитация». Данные, полученные П. Хиласом (Heelas, 1996), показывают, что только 5% населения США имеют убеждения, связанные с новыми религиозными движениями, а реальными членами таких движений является гораздо меньшая доля американцев. Новые движения отличаются значительным разнообразием с точки зрения свойственных им религиозных убеждений. Одни из них связаны с такими восточными религиями, как буддизм или индуизм, другие являются евангелическими христианскими, третьи имеют смешанные характеристики или определяются личными, часто идиосинкразическими убеждениями их основателей. Р. Уоллис (Wallis, 1984) выделяет различные типы новых религиозных движений — «отвергающие мир» (world-rejecting), «принимающие мир» (world-affirming) и «приспо сабливающиеся к миру» (world-accommodating). Движения первого типа (такие, как Церковь Объединения, состоящая из последователей Муна) имеют тенденцию к закрытости, рассматривают внешний мир как угрожающий и предполагают отречение новообращенных от своей прошлой жизни. Новые члены таких движений, как правило, молоды, происходят из среднего класса, являются высокообразованными, однако отличаются социальной маргинальностью. Принимающие мир движения (например, «Трансцендентальная медитация») находят источник несчастий в индивиде, а не в обществе. Они не отвергают мир, а стараются наладить с ним более эффективные отношения. Такие движения пополняют свои ряды за счет социально интегрированных людей среднего возраста из всех социальных классов. Для движений, приспосабливающихся к миру (например, движения «Домашняя церковь»), религиозный опыт является не коллективным, а личным, отличающимся энергичностью и энтузиазмом. Новые религиозные движения, в частности, отвергающие мир, часто обвиняются в «промывании мозгов» своих новых членов. Каких-либо серьезных подтверждений этому нет, и в действительности процесс рекрутирования является крайне неэффективным. Лишь весьма незначительная часть входящих в контакт с этими движениями становится их участниками, при этом для большинства новых религиозных движений характерна высокая доля покидающих их ряды. Принимая во внимание небольшие размеры новых религиозных движений, можно предположить, что резкая общественная реакция на их деятельность содержит элементы моральной паники, усиливающейся характерным для некоторых движений стремлением к отвержению мира, что ведет к отречению их приверженцев от предшествующей семейной жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Попробовать тренажер