Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Популизм

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

обществоведы используют этот термин в качестве общей категории, охватывающей множество различных политических феноменов. Вопросы о том, является ли популизм движением или идеологией и существует ли он вообще, являются предметом оживленной полемики. Тем не менее, можно выделить некоторые общие черты популизма. Популизм представляет собой особую форму политической риторики, согласно которой добродетель и политическая легитимность исходят от «народа», господствующие элиты являются коррумпированными, а политические цели лучше всего достигаются с по мощью непосредственных отношений между правительством и народом, а не посредством существующих политических институтов. Вслед за М. Канован (Canovan, 1981) можно выделить три формы популизма. (1)Популизм маленького человека— политические ориентации мелких собственников, таких, как крестьяне, фермеры и представители малого бизнеса, которые поддерживают частную собственность и кооперацию между мелкими производителями, не доверяя большому бизнесу и правительству. Обычно такой популизм осуждает «прогресс», будь то урбанизация, индустриализация или рост монополистического капитализма, которые, с этой точки зрения, ведут к моральному упадку, и призывает к возврату к добродетелям прошлых эпох. Популизм этого типа отличает недоверие к политикам и интеллектуалам, и его следствием может быть поддержка людьми либо прямой народной демократии, либо сильных лидеров, разделяющих популистскую идеологию. Примерами являются аграрный популизм Американской популистской партии в 1890-е гг., европейские крестьянские партии и Канадская партия социального доверия в начале ХХ в., а также неаграрный популизм послевоенной Шотландской национальной партии (в ранний период ее деятельности) и норвежские левые в XIX в. (2) Авторитарный популизм — популизм харизматических лидеров, пренебрегающих политической элитой и непосредственно обращающихся к народу, зачастую к реакционным настроениям людей. Примерами являются гитлеровский фашизм и деятельность лидеров правого крыла, таких, как де Голль. (3) Революционный популизм — идеализация людей и их коллективных традиций интеллигенцией, отвергающей элитизм и «прогресс». Это ведет к отказу от существующих политических институтов и отстаиванию идеи захвата власти народом или харизматическими лидерами, заявляющими, что они представляют волю народа. Примерами являются деятельность русских популистов (народников) — представителей интеллигенции, которые в 1860-е гг. заявляли о том, что социализм может быть достигнут на основе существующих крестьянских общин, минуя стадию капитализма, и поддержка фашизма частью европейской интеллигенции. Популизм трудно исследовать в рамках традиционного политического анализа. Он может быть либо левым, либо правым, либо ни тем, ни другим. Часто популизм бывает реакционным, призывающим к возврату к традиционным добродетелям, однако некоторые популистские лидеры (такие, как Перон в Аргентине) стремились к социальной и экономической модернизации, воздерживаясь от реакционной риторики. Невозможно также определить набор социальных и экономических условий, при которых возникает популизм: его типы не связаны ни с определенным социальным классом, ни со специфическими экономическими обстоятельствами.

Научные статьи на тему «Популизм»

Реализация политических решений

политических решений Принято выделять несколько главных типов реализации политических решений: Элитизм; Популизм...
Популизм в форме основного средства достижения каких-либо целей предполагает прямую апелляцию к мнению...
Наиболее ярко популизм проявлен при харизматическом управлении, меры популизма могут выступить составным

Статья от экспертов

О популизме

Научный журнал

Германский новый популизм в контексте европейской правой волны

Сущность и основы популизма в контексте глобализации Определение 1 Популизм (от лат....
Основными признаками популизма являются следующие аспекты: необходимым условием возникновения популизма...
История германского популизма в европейском контексте До недавнего времени в ФРГ не было популизма как...
такового популизма....
Именно АдГ стала «лицом» нового германского популизма.

Статья от экспертов

ПОПУЛИЗМ ПО-ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИ

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Контролер»

(букв. «привратник») Влиятельное лицо, часто неофициальное, контролирующее доступ к ресурсам. Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых — редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, — которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что — чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией.

🌟 Рекомендуем тебе

Рынка труда сегментация

экономисты институционального направления полагают, что национальные рынки труда состоят из взаимосвязанных, но не конкурирующих между собой субрынков. Различные виды работы образуют сегменты, внутренне вполне однородные с точки зрения уровня квалификации, ответственности, автономии, интереса к работе, гарантированности, перспектив продвижения по службе и оплаты. Несмотря на то, что в пределах одного сегмента рынка труда потенциальные работники могут конкурировать друг с другом за получение работы, конкуренция между различными сегментами или между индивидами, перемещающимися от одного сегмента к другому, является незначительной. Эта модель заметно отличается от положений неоклассической экономической науки о конкурирующих рынках труда и целостной сфере распределения работ и работников. Экономисты институционального направления и социологи исходят из одних и тех же положений. Сегментация может рассматриваться как форма социального закрытия, допускающая к тем или иным видам работ лишь определенные категории людей. Согласно классическому определению данного термина, закрытие — это процесс, посредством которого одна группа не допускает другие к преимуществам, которыми она пользуется. Однако в случае с сегментацией рынка труда закрытие поддерживается как работодателями, так и теми работниками, которые находятся в явно выгодном положении. Сегментация иногда объясняется технологическими факторами, однако большинство исследователей в качестве решающего фактора сегментации считают в настоящее время характер социальных отношений, возникающих в процессе производства. Кроме того, сегментация связана с распространенными социальными нормами, определяющими, какие формы исключения могут быть допустимыми (например, нормами, согласно которым определенные виды работ являются «женскими»). На раннем этапе исследовательской работы в этой области использовалась дуалистическая модель первичного и вторичного сегментов рынка труда. Несмотря на то, что общепризнанным в настоящее время является существование не двух, а большего числа сегментов, деление на первичный и вторичный рынки труда по-прежнему имеет важное значение и может быть обнаружено в целом ряде экономических систем. Первичные рынки состоят из рабочих мест, отличающихся высокой зарплатой, возможностью карьеры (хотя и с низким «потолком» для работников физического труда), возможностью приобретения квалификации, стабильной и гарантированной занятостью. В качестве типичных для первичной сферы занятости часто называют внутренние рынки труда, когда фирмы привлекают к работе людей со стороны (с внешнего рынка труда) на довольно низкие позиции, а затем заполняют вакансии более высокого уровня посредством продвижения по службе уже имеющихся в их распоряжении служащих. Рабочие места вторичного рынка труда отличаются низкими зарплатами, незначительными возможностями для продвижения по службе или приобретения квалификации, а также нестабильной, негарантированной занятостью. В определенной степени деление рынков труда на первичный и вторичный соответствует делениям, существующим в двойной экономи ке: «центральные» фирмы обычно предлагают первичные виды работы, а периферийные — вторичные. Это совпадение не является полным, поскольку «центральные» фирмы могут предлагать и вторичные рабочие места. В Японии и Соединенных Штатах, где существует высокоразвитый двойной рынок труда, определенные группы работников обычно получают рабочие места на каком-либо одном рынке: для этнических меньшинств и женщин выше вероятность быть отобранными для выполнения вторичных видов работы, для белых мужчин, принадлежащих к этническому большинству, выше вероятность получения работы на первичном рынке труда. В настоящее время принято различать верхний и нижний сегменты первичного рынка труда в США. Нижний охватывает работников физического труда, а также умственного труда низшего уровня, то есть тех, кто не обладает квалификацией, позволяющей менять место работы, и, вследствие этого, зависит от своих работодателей. Верхний сегмент охватывает менеджеров, профессионалов и некоторых специалистов (craftsmen), обладающих универсальной квалификацией, то есть тех, кто не связан с каким-то одним работодателем и способен менять работу в поисках лучших условий кон тракта. П. Дерингер и М. Пиоре (Doeringer and Piore, 1971) видят основу такой двойственности главным образом в технологических факторах: они полагают, что развитая технология требует специфической для конкретной фирмы квалификации и стабильной рабочей силы, что, в свою очередь, заставляет фирмы предлагать обучение и удерживать работников с помощью высокой оплаты, возможности карьеры и других выгод. Поскольку технологические требования не являются одинаковыми для всех типов работ в пределах одной фирмы, компании часто имеют дело как с первичными, так и с вторичными рынками. Женщины и представители различных меньшинств стереотипно воспринимаются как недостаточно надежные и недостаточно стабильные работники, вследствие чего они могут подвергаться дискриминации и лишаться доступа к лучшим рабочим местам. Частота изменений места работы и прогулов в этих группах в среднем выше, чем в других, что подкрепляет стереотипы работодателей. Однако может быть и так, что очевидно недостаточная привязанность к работе является следствием не личных особенностей тех или иных служащих, а предложения худших работ на вторичном рынке труда. Кроме того, включенность женщин в состав рабочей силы в настоящее время меняется — теперь женщины работают в течение более длительного периода своей жизни и, когда выходят на работу, меняют ее место, пожалуй, ничуть не чаще, чем мужчины. Когда фирмы несут дополнительные расходы по созданию привилегированной страты, возникает необходимость в олигополистических рынках продукции. М. Райх, Д. Гордон и Р. Эдвардс (Reich et al., 1973) исследовали сегментацию как менеджерскую стратегию, следующую принципу «разделяй и властвуй». Поскольку продуктами «монополистического» капитализма в ХХ в. были крупные предприятия, стандартизированные методы производства и деквалификация носителей ремесленного мастерства, рабочий класс становился все более однородным и потенциально более способным к коллективной организации, направленной против капитала. В ответ на это менеджмент создал искусственные деления и откупился от крупного сегмента рабочего класса с целью предотвращения организованной классовой борьбы. Следует отметить, что ни одно из исследований сег ментации рынка труда не уделяет достаточного внимания организациям работников. Между тем опыт американского и некоторых других обществ свидетельствует о том, что профессиональные союзы и ассоциации содействуют развитию и поддержанию сегментации, обеспечивая ведение компаниями такой кадровой политики, которая выгодна их членам, и защищая своих членов от конкуренции с теми, кто поступает на внутренний рынок труда с внешнего. Социологи касаются сегментации рынка труда при анализе внутренней стратификации рабочего класса, позиции женщин и этнических меньшинств в сфере занятости, а также трудовых и индустриальных отношений. Рыночная сегментация является универсальной. Однако наличие некоторых черт первичных рынков, описываемых американскими экономистами, а именно внутренних рынков труда, возможностей карьеры и приобретения квалификации, может быть менее очевидным за пределами США и Японии. В случае с США неясно также, пережили ли эти черты длительный процесс структурных преобразований, ини циированный крупными корпорациями в конце 1980-х гг. Работа в первичном секторе стала гораздо менее гарантированной после того, как ряд компаний принял решение об уменьшении своих размеров, то есть существенном сокращении числа служащих. Представляется, что в настоящее время существует меньше возможностей для продвижения по службе, поскольку сократилось и число уровней в организациях. Незатронутыми остались, впрочем, возможности приобретения квалификации. Следует отметить, что модели сегментации отличаются от трудового процесса подхода, настаивающего на факте однородности труда.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot