В статье рассматривается феномен воплощения архетипа трикстера в западной культуре разных исторических эпох. Появление данного персонажа обусловлено потребностью самого общества в катализаторе и в отражающем пороки зеркале. Тотальная рационализация мотивов человеческого существования лишает жизнь подлинного смысла, делает человека нечувствительным к происходящим вокруг событиям. По мере развития цивилизации утрачивается связь с бессознательным, с архетипической памятью. Традиция обращения в своих действиях к мифологическим основам (в частности, апеллирование к архетипу трикстера), восходящая еще к Диогену, воплотилась и в феномене юродивых на Руси. В современном мире также есть место трикстеру. В статье проводится анализ проявления данного архетипа в одном из видов современного искусства перформансе.
В последние несколько лет в польском игровом кинематографе все более заметную роль стали играть представители различных визуальных практик, решившие попробовать себя в новом для них медиуме. Говорить о совершенном ими перевороте преждевременно, но очевидно, что современные художники привносят в киноискусство новое качество. Еще одна сторона этого явления – попытки создания рефлексий на тему современного искусства кинематографическими средствами. В короткометражном фильме «Открытие» (2016) режиссер Петр Адамский задается вопросом, где пролегают границы допустимого в современном искусстве, и демонстрирует, на что готовы идти кураторы, чтобы поразить искушенную публику. Похожие проблемы ставятся в ленте «Перформер» (2015), где в роли самого себя выступил мастер перформанса Оскар Давицкий, ученик Збигнева Варпеховского, гуру польских перформеров. Этот фильм особенно интересен еще и потому, что его автор Лукаш Рондуда – авторитетный польский историк искусства и куратор, а также основной ...