Автохтон
представитель автохтонного (коренного) населения. В силу того, что со временем термин «абориген» приобрел отрицательную коннота цию, чаще используется данный термин.
концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения отношений обмена имеет долгую историю в антропологии, не так давно такой подход стали использовать и некоторые социологи. Выделяются две разновидности теории обмена: индивидуалистическая и коллективистская. Американский индивидуалистический подход в том виде, в каком он представлен в работах Дж.К. Хоманса (Homans, 1961) и П.М.Блау (Blau, 1964), следует гедонистической, утилитаристской идее, согласно которой люди стремятся к максимальному увеличению своих частных вознаграждений. Этот подход предполагает, что вознаграждения можно обрести только в ходе социального взаимодействия, и поэтому люди, взаимодействуя друг с другом, стремятся к вознаграждениям. Теория обмена обнаруживает сходство между социальными взаи модействиями и экономическими или рыночными трансакциями, которое заключается в ожидании отдачи от вложений. При этом основной парадигмой является модель взаимодействия между двумя людьми. Акцент в данном случае делается на взаимности, хотя основой обмена остается расчет, не предполагающий полного доверия или общих моральных установок. Этот подход является одной из предтеч рационального выбора теории. Критические замечания, выдвигаемые в отношении данного подхода, заключаются в следующем. (1) Его психологические допущения наивны и отличаются преувеличением роли своекорыстных элементов личности, связанных с расчетом. (2) Эта теория остается неразвитой, она не в состоянии перейти с уровня взаимодействия между двумя индивидами на уровень социального поведения большего масштаба. (3) Она не объясняет такие социальные процессы, как осуществление господства или возникновение обобщенных ценностей, исследование которых не может основываться на парадигме обмена между двумя индивидами. (4) Эта теория представляет собой элегантную концептуализацию того, что является тривиальным с социологической точки зрения. Эти критические замечания не относятся к традиционному для французской антропологии акценту на коллективном обмене, связанному с идеями М. Мосса и К. Леви-Стросса. В данном случае имеется в виду не взаимный, а обобщенный обмен, предполагающий наличие по меньшей мере трех деятелей, при котором любой индивидуальный участник может не получать вознаграждение непосредственно от лица, которому он что-либо отдает. В этом случае обмен предполагает общие ценности и доверие, ожидание того, что другие будут выполнять свои обязательства по отношению к группе или обществу, а не преследовать свои собственные интересы. В работах Леви-Стросса теория обмена объясняет развитие таких интегративных культурных связей посредством создаваемых в ходе обобщенного обмена социальных сетей. Несмотря на то, что Леви-Стросс занимался изучением неиндустриальных обществ, его разработка вопросов социальной структуры и культуры имеет большее отношение к социологии, нежели вопросы, поднимаемые теориями индивидуального обмена.
Концепция социального обмена
Хоманс широко известен как «отец» теории социального обмена, позволяющей...
Структуры обмена
Хоманс признает наличие социальных структур, называемые им структурами обмена – однако...
Психологическая обусловленность социального обмена
Теория социального обмена Хоманса основана на психологических...
Эта теория представляет собой своего рода «недостающее звено» между бихевиоризмом и теорией обмена....
Таким образом, теория социального обмена Хоманса является "порождением" психологии и психологической
В статье рассматривается развитие теории общего равновесия и теории перезаключения контрактов Ф. Эджоурта.
Основной принцип теории обмена Блау
Американский социолог П....
Так, один из принципов теории обмена Блау состоит в следующем: вероятность осуществления определенной...
Такая трактовка делает возможным Блау осуществление попытки перевода теории обмена с микро- на мезоуровень...
Интеграция теории обмена и теории социальных структур
Ясны причины заинтерсованности американского социолога...
Одна из главных задач теории Блау – соединение, интеграция теории обмена с теорией социальных структур
В работе рассматриваются социологические интерпретации власти в теории социального обмена, освещается вклад представителей данной теории в становление и развитие мировой социологической науки.
представитель автохтонного (коренного) населения. В силу того, что со временем термин «абориген» приобрел отрицательную коннота цию, чаще используется данный термин.
приспособление культуры к изменяющимся условиям окружающей среды, к взаимодействию с другой культурой.
идея об ответственности всей социальной или этнической группы за преступления ее отдельных представителей. Принцип коллективной ответственности неоднократно применялся в тоталитарных государствах и приводил к массовым репрессиям против невинных людей. В то же время философская мысль ХХ века неоднократно поднимала вопрос о моральной ответственности всего народа за злодеяния, совершенные его политическими лидерами или частью населения страны. На этот мучительный и неоднозначный вопрос не было найдено единого ответа.
Наведи камеру телефона на QR-код — бот Автор24 откроется на вашем телефоне