Начиная с середины 60-х годов, в КБХА проводились работы по созданию двигателей и энергетических установок, использующих в качестве рабочего тела (топлива) жидкий водород. За это время на предприятии были разработаны: ядерный ракетный двигатель РД-0410, ЖРД РД-0120, РД-0126, РД-0146, РД-0148 различных схем и тяг (от 3,6 до 200 тс) на водородном горючем, трехкомпонентный кислородно-водородно-керосиновый ЖРД-демонстратор РД-0750, «водородный» гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель 58Л. Разработанные двигатели доведены до стадии стендовых и летных испытаний. В статье кратко изложена история и преемственность этих разработок, показаны достигнутые результаты и намечены перспективы.
Для эффективного анализа результатов стендовых и летных испытаний ЖРД с вытеснительной системой подачи топлива необходимо иметь методику оценки движения газожидкостной смеси по магистралям двигателя. С этой целью подвергались анализу статические и динамические давления, величины виброускорений в характерных точках магистралей при проливках водой на специальной экспериментальной установке. В качестве «эталонного» метода использованы наблюдения при помощи высокоскоростной видеокамеры.