В статье предлагается попытка рассмотрения такого семантико-грамматического явления, как «сдвиг» элокутива, построенного по общему парадигматическому принципу алогизма в его соотнесённости с оппозитивным принципом логизма (логики). Делается вывод о том, что сдвиг-фигура (как, впрочем, и сдвиг-какология) в свою основу кладёт наложение друг на друга двух частных принципов фонетическую и лексическую контаминацию. Способ построения сдвига как изобразительного средства синкретизм: конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом короткосложных слова образуют новое слово, изменяющее смысл фразы. Сдвиг может быть также охарактеризован как перераспределение морфемного состава в рамках словосочетания или предложения, вследствие чего возникает семантическая деформация фразы, вызывающая каламбурный прагматический эффект, намеренно создаваемой двусмысленностью.
В статье рассматривается функционирование фигуры семантической парехезы как проявления принципа алогизма. Парехеза как элокутивное средство является намеренным нарушением логического закона тождества и реализуется в порождении двух несравнимых суждений.