Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Империализм

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

в широком и общепринятом смысле империализм — это осуществление власти одного государства на территории другого (как правило военными средствами) с целью эксплуатации подчиненного населения для извлечения определенных экономических и политических выгод. Империя является древней формой политического соперничества между человеческими обществами, формой завоевания и господства. В социальных науках существуют прямо противоположные взгляды в отношении империализма. Либеральные экономисты, такие, как Й.А. Шумпетер (Schumpeter, 1951), утверждали, что империалистическая экспансия европейских обществ в девятнадцатом веке не только не была неотъемлемой чертой капиталистического развития и конкуренции, а, напротив, противоречила политическому и экономическому характеру капитализма. Империализм, с этой точки зрения, представлял собой пережиток милитаристского национализма периода абсолютных монархий. В противоположность этому, радикально настроенные авторы трактовали империализм как неотъемлемую черту капитализма на определенной стадии его развития. В.И.Ленин (Lenin, 1915) соотносил капиталистический империализм с господством финансового капитала, вывозом капитала в ответ на внутреннюю стагнацию экономики, ростом международных трестов и капиталистическим разделом земного шара. Согласно экономическим теориям империализма, капитализм переходит в стадию империализма либо вследствие кризиса прибыльности на внутренних рынках, либо из-за потребности в дешевом сырье. Критики этих марксистских теорий указывают, что империализм исторически предшествует капитализму, а соперничество между империалистическими державами объясняется скорее политическими, а не экономическими факторами. Термины «империализм» и «колониализм» часто используются как взаимозаменяемые, однако колониализм — заселение чужих территорий, разделение местного и приезжего населения на основе правовых норм и рост расизма — может рассматриваться как особая или основная форма империализма. Понятием «неоколониализм» обозначается ситуация, когда бывшие колонии, несмотря на свою формальную политическую независимость, по-прежнему зависят от метрополии и подчинены ей.

Научные статьи на тему «Империализм»

Триумф европоцентристского мира в первой половине XX века

Развитие империализма Колониализм и империализм издавна существовали в истории человечества....
После завоевательных походов Наполеона понятие «империализм» вошло в обиход, а после складывания колониальной...
Определение 2 Империализм – это стадия развития капитализма, проявляющаяся в ужесточении эксплуатации...
Основные признаки империализма: концентрация производства и образование монополий; образование финансового

Статья от экспертов

Город трагического империализма

Научный журнал

Империализм как высшая стадия капитализма

Понятие «империализм» Определение 1 Империализм – это политика государства, направленная на использование...
В рамках империализма могут использоваться формы внешнеполитической экспансии....
Гобсон рассматривал империализм, как новую форму капитализма....
Империализм как высшая стадия капитализма «Империализм как высшая стадия капитализма» - это экономический...
Империализм Ленин рассматривал, как особую стадию капитализма.

Статья от экспертов

Республиканский империализм Токвиля

Автор статьи возвращается к уже поставленной в историографии проблеме совместимости либеральных и империалистических взглядов в творчестве французского мыслителя ХIХ в. Алексиса де Токвиля. Обосновывается тезис о том, что Токвиль прежде всего придерживался республиканских позиций и опирался на принцип Realpolitik, что совсем не противоречит ни его общелиберальным воззрениям, ни симпатиям к колониальной политике Франции позапрошлого столетия.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Аккомодация культур

приспособление культуры к изменяющимся условиям окружающей среды, к взаимодействию с другой культурой.

🌟 Рекомендуем тебе

Классовой структуры образы

разные люди воспринимают классовую структуру по-разному, и, какой бы ни была объективная реальность классового неравенства, у людей могут быть различные образы или модели этой реальности. Часто считается, что эти образы наряду с действительной структурой классового неравенства воздействуют на политические и социальные установки и поведение людей. Образы классовой структуры были важной исследовательской темой в британской социологии третьей четверти ХХ в. Э. Ботт (Bott, 1957) проводила различие между двумя типами образов классовой структуры: образами власти и образами престижа. Согласно образам власти, общество разделено на два класса, интересы которых находятся в конфликте, — на рабочий класс и высший, при этом последний обладает властью принуждать первый. Согласно образам престижа, классовая структура представляет собой лестницу четко очерченных позиций, соответствующих различным социальным статусам, а перемещения людей вверх и вниз по этой лестнице осуществляются в соответствии с их способностями. Дж.Голдторп и его коллеги (Goldthorpe et al., 1969) выявили, кроме того, денежную модель классовой структуры, согласно которой общество разделено в соответствии с различиями в доходах и расходах на множество различных уровней, при этом большинство людей находится где-то посередине. Наличие денежной модели говорит о низком уровне развития классового сознания. Считалось, что основное влияние на образы классовой структуры оказывает характер первичной социальной группы, к которой принадлежит индивид. Модели власти, как представлялось, были характерны для членов закрытых территориальных сообществ рабочего класса с незначительной географической и социальной мобильностью, в которых общинные и трудовые отношения накладывались друг на друга. Образы престижа в большей степени соотносились с более открытыми сетями социальных отношений, характерными для среднего класса. Использование понятия образов классовой структуры было подвергнуто жесткой критике, включая критику способа его операционализации. Оно предполагает, во-первых, что люди обладают достаточно четко выраженными и внутренне непротиворечивыми образами, тогда как последние на деле часто не согласуются друг с другом. Во-вторых, классификация образов респондентов в значительной степени зависит от интерпретации исследователя, таким образом, эти вариации могут отражать скорее различия между исследователями, а не изучаемыми совокупностями. В-третьих, так и не удалось продемонстрировать значение образов классовой структуры. Все еще не ясно, обладают ли эти образы каким-либо воздействием на политическое или социальное поведение, даже если они целостны, непротиворечивы и могут определяться вполне однозначно. В работах, представляющих результаты более поздних британских исследований убеждений, основанных на классовой принадлежности индивидов, в особенности, крупных национальных обследований установок (см.: Heath and Topf, 1987; Heath and Evans, 1988; Marshall et al., 1988), уже ничего не говорится об образах классовой структуры и существовании единой совокупности убеждений, характеризующейся внутренней последовательностью. Однако эти исследования все же указывают на по-прежнему рельефное восприятие класса и сохранение в убеждениях об обществе устойчивых различий, основывающихся на классовой принадлежности. Они свидетельствуют о существовании двух крупных кластеров установок: (1) установок в отношении класса, а также проблем экономического, социального и политического неравенства; (2) установок в отношении проблем морали, закона и порядка. Если говорить о первом кластере установок, то большинство людей обладает ощущением собственной классовой идентичности и убеждено в том, что класс представляет собой важное основание социальных различий. Классовое сознание в современной Британии, таким образом, остается достаточно сильным. Однако респондентам из рабочего класса в большей степени свойственны радикально-эгалитарные и оппозиционные установки. По сравнению с социальными классами, расположенными выше, рабочие более восприимчивы к классовым различиям, экономическому неравенству и отсутствию социальной и политической справедливости. Вместе с тем, радикальное отношение к данным проблемам проявляет также значительная, хотя и составляющая меньшинство, часть служебного класса, охватывающего административных служащих, менеджеров и профессионалов. Другой кластер охватывает личную и семейную мораль, уважение к закону и порядку, сознание долга и дисциплину. В данном случае тенденцию к консерватизму и авторитарности проявляет именно рабочий класс, тогда как высший класс отличается большим либерализмом.

🌟 Рекомендуем тебе

Собственность

под собственностью в социологии обычно понимается совокупность прав как на неодушевленные объекты (земля, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Эти права социально детерминированы и поэтому изменяются от одного общества к другому, а также в пределах какого либо общества с течением времени. Права собственности подразумевают социальные отношения между людьми, поскольку (1) они определяют, кто имеет санкционированный доступ к этим объектам, а кто лишен этого доступа; (2) обладание собственностью может наделять собственников властью над Другими людьми; и (3) в некоторых обществах люди сами являются объектами собственности (как в рабовладельческих обществах и фактически в тех феодальных обществах, где сельскохозяйственные работники были крепостными крестьянами и в качестве таковых были подчинены воле помещика и могли передаваться от феодала к феодалу вместе с землей). Социологические концепции собственности сосредоточиваются на следующих моментах: (1) приобретение — каким образом индивиды или коллективы получают доступ к собственности; (2) распределение — образцы владения собственностью и контроля над ней; принципы, лежащие в их основе, и институты (включая право), поддерживающие образцы распределения; (3) последствия отношений собственности для индивидов и социальных структур; (4) социальные ценности или идеологии, обосновывающие права собственности. В капиталистических обществах права собственности редко включают права на людей. Основными правами, связанными с собственностью, являются права контроля, извлечения выгоды и распоряжения собственностью на исключительной основе. Исторически собственность была главным образом частной и лич ной, и все права собственности принадлежали индивидам (за исключением тех случаев, когда право распоряжения ограничивалось правовым механизмом майората), хотя корпоративные институты, такие, как церковь или коллегиальные органы, обладали коллективными правами собственности. С середины XIX в. основные изменения в этой области были связаны с ростом корпоративной собственности наряду с развитием акционерных компаний, находящихся во владении ряда индивидуальных акционеров, но юридически рассматривающихся как единые образования со своим собственным корпоративным лицом. В условиях развитого капитализма производительная собственность (собственность, играющая экономическую роль) становится все более корпоративной и безличной по мере того, как экономическая деятельность сосредоточивается в крупных корпорациях, приходящих на смену индивидуальным предпринимателям и се мейным фирмам. В последнее время социологи сосредоточивались на таких темах, как домашнее владение, интеллектуальная собственность и наследование. В первом случае предметом исследований было растущее влияние домашнего владения в Британии на образцы голосования, участие в жизни общины (территориального сообщества) и установки в отношении домашней жизни.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot