Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Харизма

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

(божий дар, благодать) – особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на боль шие массы людей. В социологии этот термин использовался Вебером для анализа одного из трех типов легитимного господства - харизматического. Он основан на исключительных качествах, приписываемых лидеру, на преимущественно эмоциональной свя зи вождя и масс, слепой вере в вождя и бездумном следовании за ним. Это позволяет вождю выходить за пределы правового и институционального порядка и вводить новые нормативные пра вила. Харизматическое лидерство несет с собой значительный динамический и даже революционный потенциал, но обычно крат ковременно и, по Веберу, достаточно быстро происходит «рутинизация харизмы» и возврат к традиционной либо легально рациональной форме господства.

Научные статьи на тему «Харизма»

Концепция харизматического лидерства

Термин «харизма» происходит от греч. charisma, что значит особую одаренность и исключительность....
Данные качества обеспечивают обладателю харизмы определенную власть над его последователями....
В качестве источника лидерской власти, харизму принято связывать способностью руководителей влиять на...
Негативную харизму связывают с узурпацией личной власти, позитивную - с удовлетворением интересов общества...
Модель харизматического лидерства отличаются между собой разным количеством стадий развития самой харизмы

Статья от экспертов

Каждому лидеру по харизме?

Научный журнал

Харизматичный лидер

Именно харизма обеспечивает ее обладателю лидерство....
Составляющие харизмы Харизма не является четко определенным понятием, и набор ее элементов может отличаться...
Негативная и позитивная харизма Замечание 2 Харизма лидера может обладать негативным и позитивным...
Негативная харизма представляет собой узурпацию власти и манипулирование с ее помощью, а позитивная харизма...
Для негативной харизмы характерно использование власти лидера в личных целях.

Статья от экспертов

Харизма: религиозное измерение

Цель работы. Проблемой данной работы является анализ воздействия харизматических личностей на общество через призму религии. Цель статьи заключается в осмыслении актуальности религиозного смысла харизмы в наши дни через не устаревающую связь с такими экзистенциалами человеческого бытия как вера, надежда и любовь. Методология. Методология данной работы содержит следующие познавательные подходы: компаративистский, герменевтический, диалектический, структуралистский. Научная новизна. Новизна данной работы заключается в исследовании связи экзистенциалов человеческого бытия (веры, надежды, любви) и харизмы. Харизматические личности как избранные являются идеалами в обществе. Именно они являются его движущими силами, поскольку оказывают непосредственное влияние на народ. Народ же, в свою очередь, нуждается в них как в источниках веры, надежды и любви, совокупность которых является залогом счастья. Особенно ярко это явление отражено в религиозной сфере жизни общества. Выводы. Выявлено, что...

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Аккомодация культур

приспособление культуры к изменяющимся условиям окружающей среды, к взаимодействию с другой культурой.

🌟 Рекомендуем тебе

Вторичный анализ

анализ данных различных социологических исследований с целью решения собственных исследовательских задач, т.е. использование «чужих» исследований в собственных научно-исследовательских целях.

🌟 Рекомендуем тебе

Рынок

феномен рынка всегда занимал центральное место в экономической теории, тогда как в рамках социологического анализа ему придавалось меньшее значение. В наиболее широком смысле рынок — это арена обмена товарами, в ходе которого индивидуальные покупатели и продавцы пытаются извлечь для себя максимальную выгоду. Экономисты склонны рассматривать рынки абстрактно, как механизмы, устанавливающие цену и определяющие размещение ресурсов в рамках экономики. Однако как арены обмена рынки являются также социальными институтами: они обладают социальной структурой, образуемой повторяющимися социальными взаимодействиями, которые соответствуют определенным образцам и санкционируются и поддерживаются социальными нормами. Хотя Вебер заложил основы социологического анализа рынков еще в начале ХХ в., социологи-теоретики в сущности игнорировали тему рынков на протяжении последовавших пятидесяти лет. По Веберу (Weber, 1922), отправной точкой структуры рынков, образуемой взаимодействиями, являются борьба и конкуренция (определяемая им как «мирный» конфликт), которые эволюционируют, превращаясь в обмен. Участники конкурентных социальных отношений стремятся контролировать возможности и преимущества, обладать которыми желают и другие. Участники обмена находят компромисс между своими интересами посредством взаимных компенсаций. Тем не менее, Вебер считал, что социальное действие, имеющее под собой рыночное основание, остается предельным случаем рационального действия и является наиболее калькулируемым и инструментальным социальным отношением из всех возможных в обществе. Социологическая теория рынков стала возрождаться в последнюю четверть двадцатого столетия в связи с новым интересом к экономической социологии. Так называемый «структурный» подход к рынкам сосредоточивается на социальных структурах в той степени, в какой они предстают в образцах социальных отношений и группируются в сети. Например, У. Бейкер (Baker, 1984), наблюдая за образцами торговли между дилерами на финансовом рынке США, приходит к выводу, что социальная структура рынка состоит из двух сегментов. Один представляет собой небольшую и плотную сеть связей, тогда как другой больше по размерам, более дифференцирован, а его члены не столь тесно связаны между собой. Такой социологический подход к рынкам ставит под сомнение положения господствующей неоклассической экономической модели, согласно которым рынки являются недифференцированными и полностью конкурентными. Бейкер также показывает, что социальная структура рынка обладает непосредственным экономическим эффектом: цены в рамках более крупной и более диф ференцированной сети более изменчивы по сравнению с ценами в меньшей и более плотной сети отношений. Культурные, правовые и политические аспекты рынков также имеют прямое отношение к социологии. Хорошо известным примером влияния культурных ценностей на рынки является окончившийся неудачей проект развития рынка человеческой крови в Британии (доноры стремятся сдавать кровь без оплаты), тогда как во многих других обществах продажа и покупка крови социально легитимирована. Существование рынков зависит, в свою очередь, от наличия законов, обеспечивающих осуществление прав собственности и соблюдение условий контрактов. Марксистские социологи рассматривают такие законы в качестве условий существования капиталистической рыночной экономики. Однако в настоящее время социологи не проявляют значительной заинтересованности в разработке систематической теории культурных, политических и правовых аспектов рынков. Вместо этого, их влияние анализируется путем изучения одного случая за другим. Несмотря на относительную скудость социологических теоретических разработок, касающихся рынков, социологи, работающие в рамках традиции политической экономии, долгое время интересовались одним из вариантов понятия рынка, а именно идеей рыночной экономики. Это экономика, в рамках которой большая часть экономической деятельности по производству, распределению и обмену осуществляется частными лицами или корпоративными организациями, подчиняющимися диктату спроса и предложения, а государственное вмешательство сведено к минимуму. Рыночная сфера расширяется по мере того, как все большее число видов человеческой деятельности превращается в товары, которые покупаются и продаются. Вебер считал развитие рыночной экономики основным фактором роста индустриального капитализма и в рамках своего анализа класса основывался на предположении о том, что стратификация отражает распределение на рынке различных жизненных шансов, связанных с трудом. Современный веберианский классовый анализ следует в этом же направлении, и в настоящее время наблюдается растущий интерес к функционированию рынка труда. Марксистская и веберианская школы сходятся в характеристике рынков труда как определенных действующих сил (agencies), посредством которых одна группа или класс осуществляет господство над другой группой или другим классом, поскольку силы участников обмена не равны.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot

Ищешь информацию по теме "Харизма"?

AI Assistant