Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гипотетико-дедуктивная модель

Предмет Социология
👍 Проверено Автор24

общепринятый взгляд на построение теории и объяснение в естественных науках заключается в следующем. Ученые придумывают теорию, которая может объяснить некоторые явления. Затем из нее логическим путем выводятся определенные более узкие предположения — гипотезы — предсказывающие то, что действительно будет обнаружено в природном мире. Впоследствии гипотезы подвергаются эмпирической проверке в лабораторных условиях. Если предположения оказываются неверными, говорят, что теория не подтвердилась. Если они соответствуют действительности, теория подтверждается, хотя она всегда может быть опровергнута в ходе дальнейших лабораторных проверок. На практике подобный строгий метод нечасто используется в естествознании и крайне редко — в социологии и других социальных науках. Гипотетико-дедуктивная модель часто противопоставляется индуктивной. Последняя заключается в том, что теория постепенно развивается или выстраивается на основе наблюдений или экспериментов в природном или социальном мире. В ходе этого процесса повышается вероятность того, что теория верна, так как накапливаются подтверждающие ее данные. Тем не менее, такая теория никогда не может безусловно валидной, поскольку всегда существует вероятность обнаружения опровергающего примера.

Научные статьи на тему «Гипотетико-дедуктивная модель»

Теоретические методы психологии

Дедуктивный и индуктивный метод Определение 3 Дедуктивный метод ‒ способ построения системы психологических...
Гипотетико-дедуктивный метод ‒ его смысл состоит в формировании концепции дедуктивно взаимосвязанных...
Замечание 2 Аналогия – это перенос информации, приобретенной при изучении одного объекта (модель)...
Моделирование психики ‒ метод изучения состояний психики, процессов и свойств, который состоит в выстраивании моделей...
явлений психики и в исследовании функционирования данных моделей с применением полученных результатов

Статья от экспертов

Гипотетико-дедуктивный метод научного исследования: область применения и основная интерпретация

В данной статье предпринимается попытка представления базовой универсальной модели функционирования гипотетико-дедуктивного метода приращения научного знания. Указывается на парадоксальную ситуацию, сложившуюся в современной эпистемологии. С одной стороны, отмечается наличие большого количества работ об особенностях гипотетико-дедуктивного метода, в основном, в применении его к естественным наукам. В качестве примера немногочисленных попыток исследования роли указанного метода в социально-гуманитарных науках рассматривается концепция Д. Фоллесдаля о соотнесении гипотетико-дедуктивного метода с герменевтическим. С другой стороны, нами указывается на отсутствие наглядного представления об устройстве гипотетико-дедуктивного метода, его элементарной модели. В ходе изучения действия данного метода анализируется проблема приращения наличного знания через количественное (с помощью ресурсов самой системы) и качественное (привнесение в наличное знание внешнего элемента гипотезы) изменение. У...

Научный журнал

Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования

К числу теоретических методов относят: формализацию, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод...
Гипотетико-дедуктивный метод является одним из основных и представляет собой выдвижение предположений...
Опираясь на массив данных ученый выдвигает гипотезу, а затем из гипотезы дедуктивным путем выводит определенные...
понятию), моделирование (воспроизведение существенных свойств/структуры объекта в другом объекте – модели

Статья от экспертов

Структура экономической теории: критика позитивистской модели построения научного знания

Рассмотрена гипотетико-дедуктивная модель построения экономической теории. Выделены её основные уровни и показана недостаточность с точки зрения взаимосвязи теории и практики. Представлена более широкая трактовка структуры экономической теории, включающей картину исследуемой реальности, идеалы и нормы познавательной деятельности и философские принципы. Показана её эвристическая ценность и практическая значимость.

Научный журнал

Еще термины по предмету «Социология»

Понятие «Контролер»

(букв. «привратник») Влиятельное лицо, часто неофициальное, контролирующее доступ к ресурсам. Данный термин использовался, например, в социологии науки в отношении тех пользующихся влиянием ученых — редакторов научных журналов, поручителей при подаче заявки на получение гранта или устройстве на работу, организаторов конференций, — которые определяют, что считать «настоящей» наукой, а что — чем-то не стоящим внимания. Действуя подобным образом, «контролеры», как утверждается, могут управлять карьерами и репутацией.

🌟 Рекомендуем тебе

Классовой структуры образы

разные люди воспринимают классовую структуру по-разному, и, какой бы ни была объективная реальность классового неравенства, у людей могут быть различные образы или модели этой реальности. Часто считается, что эти образы наряду с действительной структурой классового неравенства воздействуют на политические и социальные установки и поведение людей. Образы классовой структуры были важной исследовательской темой в британской социологии третьей четверти ХХ в. Э. Ботт (Bott, 1957) проводила различие между двумя типами образов классовой структуры: образами власти и образами престижа. Согласно образам власти, общество разделено на два класса, интересы которых находятся в конфликте, — на рабочий класс и высший, при этом последний обладает властью принуждать первый. Согласно образам престижа, классовая структура представляет собой лестницу четко очерченных позиций, соответствующих различным социальным статусам, а перемещения людей вверх и вниз по этой лестнице осуществляются в соответствии с их способностями. Дж.Голдторп и его коллеги (Goldthorpe et al., 1969) выявили, кроме того, денежную модель классовой структуры, согласно которой общество разделено в соответствии с различиями в доходах и расходах на множество различных уровней, при этом большинство людей находится где-то посередине. Наличие денежной модели говорит о низком уровне развития классового сознания. Считалось, что основное влияние на образы классовой структуры оказывает характер первичной социальной группы, к которой принадлежит индивид. Модели власти, как представлялось, были характерны для членов закрытых территориальных сообществ рабочего класса с незначительной географической и социальной мобильностью, в которых общинные и трудовые отношения накладывались друг на друга. Образы престижа в большей степени соотносились с более открытыми сетями социальных отношений, характерными для среднего класса. Использование понятия образов классовой структуры было подвергнуто жесткой критике, включая критику способа его операционализации. Оно предполагает, во-первых, что люди обладают достаточно четко выраженными и внутренне непротиворечивыми образами, тогда как последние на деле часто не согласуются друг с другом. Во-вторых, классификация образов респондентов в значительной степени зависит от интерпретации исследователя, таким образом, эти вариации могут отражать скорее различия между исследователями, а не изучаемыми совокупностями. В-третьих, так и не удалось продемонстрировать значение образов классовой структуры. Все еще не ясно, обладают ли эти образы каким-либо воздействием на политическое или социальное поведение, даже если они целостны, непротиворечивы и могут определяться вполне однозначно. В работах, представляющих результаты более поздних британских исследований убеждений, основанных на классовой принадлежности индивидов, в особенности, крупных национальных обследований установок (см.: Heath and Topf, 1987; Heath and Evans, 1988; Marshall et al., 1988), уже ничего не говорится об образах классовой структуры и существовании единой совокупности убеждений, характеризующейся внутренней последовательностью. Однако эти исследования все же указывают на по-прежнему рельефное восприятие класса и сохранение в убеждениях об обществе устойчивых различий, основывающихся на классовой принадлежности. Они свидетельствуют о существовании двух крупных кластеров установок: (1) установок в отношении класса, а также проблем экономического, социального и политического неравенства; (2) установок в отношении проблем морали, закона и порядка. Если говорить о первом кластере установок, то большинство людей обладает ощущением собственной классовой идентичности и убеждено в том, что класс представляет собой важное основание социальных различий. Классовое сознание в современной Британии, таким образом, остается достаточно сильным. Однако респондентам из рабочего класса в большей степени свойственны радикально-эгалитарные и оппозиционные установки. По сравнению с социальными классами, расположенными выше, рабочие более восприимчивы к классовым различиям, экономическому неравенству и отсутствию социальной и политической справедливости. Вместе с тем, радикальное отношение к данным проблемам проявляет также значительная, хотя и составляющая меньшинство, часть служебного класса, охватывающего административных служащих, менеджеров и профессионалов. Другой кластер охватывает личную и семейную мораль, уважение к закону и порядку, сознание долга и дисциплину. В данном случае тенденцию к консерватизму и авторитарности проявляет именно рабочий класс, тогда как высший класс отличается большим либерализмом.

🌟 Рекомендуем тебе

Природное

существующее и развивающееся в человеке независимо от влияния на него других людей.

🌟 Рекомендуем тебе
Смотреть больше терминов

Повышай знания с онлайн-тренажером от Автор24!

  1. Напиши термин
  2. Выбери определение из предложенных или загрузи свое
  3. Тренажер от Автор24 поможет тебе выучить термины с помощью удобных и приятных карточек
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot