Статья посвящена развитию христианского социально-экономического учения в XXI в., в ней показаны особенности социальных воззрений Папы Римского Франциска. Католическое социальное учение подчеркивает потребность и необходимость существенного изменения поведения человечества, так как самые невероятные научные успехи, самые невообразимые технические достижения, самый выдающийся экономический рост, не будучи связанными с истинным нравственным и социальным прогрессом, в конечном счете обращаются против человека. Способность человека преобразовывать окружающий мир должна развиваться на основе осознания того, что все является изначальным даром Бога. Полноценное развитие человека имеет нравственный характер, предполагает полное уважение к человеческой личности, но оно должно также уделять внимание и миру природы. Особое внимание обращается на то, что христианское социальное учение призвано быть источником единства перед лицом конфликтов, возникающих в социально-экономической области
В энцикликах папы Римского Иоанна Павла II делается упор на то, что человек является первым и главным путем для Церкви. Человек сотворен по образу и подобию Самого Бога (Быт 1:26) и имеет назначение обладать землею (Быт 1:28), что предполагает его изначальное призвание к труду. Таким образом, труд является основой ежедневного созидания самой человеческой жизни и приобретения своего собственного достоинства. В то же время, труд включает некую непрекращающуюся меру человеческих страданий, зла и несправедливости, глубоко проникших в общественную жизнь. Особое значение приобретает христианское социальное учение после крушения социалистического лагеря как модель, обращающая внимание на существование риска слишком высоко оценить заслуги и достижения западной системы.