Показано, что давление при взрывах газа в трехходовых топках на порядок больше, чем в одноходовых, и может приводить к разрушению конструкции. Вопрос обеспечения взрывобезопасности трехходовой топки можно решить установкой перепускного клапана, который при взрыве соединяет объем первого хода и место входа продуктов сгорания в дымовую трубу. Этот эффект объясняется тем, что благодаря такому клапану трехходовая топка при взрыве приближается по конструкции к одноходовой. Перепускной клапан существенно проще взрывного, соединяющего при срабатывании объем топки и атмосферу.
Произведено физическое и математическое моделирование гидроудара в трубопроводе, имеющем в начальном сечении центробежный насос с обратным клапаном, а в конечном сечении емкость и отсечной клапан на ее входе. Представлена математическая модель работы обратного клапана с захлопкой и поворотного обратного клапана общего вида. Приведены результаты компьютерных расчетов и экспериментов на специальном стенде изучения явления гидравлического удара, показана хорошая сходимость этих данных, а также обосновывается эффективности гашения гидроудара за счет перепуска части транспортируемой среды через клапан перепуска на байпасной линии насоса. Посредством графиков демонстрируется влияние обратного и перепускного клапанов на параметры гидроудара в трубопроводной системе, в частности доказывается, что при резком срабатывании запорной арматуры на линии нагнетания в условиях отсутствия системы сброса волн гидроудара наиболее вероятно явление запирания давления между обратным и отсечным клапанами.