Понятие ценообразования
В условиях рыночной экономики хозяйственные субъекты производят экономические блага с целью извлечения прибыли и насыщения потребительского спроса. Экономическое благо, обладая способностью решать цели производителя и удовлетворять потребности покупателя, имеет потребительную стоимость. При производстве товара потребительная стоимость возникает только в момент его реализации. Важно различать понятие стоимости и цены.
Цена – это выраженное в денежных единицах мера, за которую хозяйственный субъект готов продать произведенное экономическое благо, а покупатель его купить.
Стоимость в большей степени определяется производственными издержками при создании товара или услуги, когда как цена уже учитывает и интерес покупателя. То есть цена экономического блага должна решать сразу два вопроса – быть выгодной как покупателю, так и продавцу. Производитель должен так сформировать цену на свой продукт, чтобы покрыть свои издержки и получить прибыль от реализации. Потребитель же в свою очередь заинтересован в качестве продукта при его относительно невысокой цене.Таким образом, для получения конечной цены продукта необходимо учесть широкий спектр факторов и заложить планируемую выгоду. Этим вопросом занимается ценообразование.
Ценообразование – это механизм формирования цены экономического блага.
В настоящее время известны две основные модели ценообразования – это рыночная и централизованная модели.В условиях рынка цена формируется производителем с учетом его выгод, кроме того, цена испытывает влияние динамики рынка и чувствительная к спросу. При централизованном подходе, как правило, цена определяется затратами производителя и устанавливается государством. Для более детального понимания механизма взаимодействия хозяйственных субъектов в процессе ценообразования необходимо рассмотреть объекты и субъекты ценообразования.
Объекты ценообразования
Объектами ценообразования являются цена и тариф. Основное различие цены и тарифа заключается в том, ценность чего они выражают. Цена, как правило, является денежным выражением ценности материального экономического блага. Тариф определяет ценность работ или услуг.
При формировании цены учитывается следующий ряд факторов: затраты производства, ценность экономического блага, конкурентные факторы рынка, эластичность потребительского спроса, государственное налоговое регулирование.Цены могут быть оптовыми, отпускными, закупочными и розничными.
Тариф в широком понимании представляет собой систему ставок, взимаемых за оказание сервиса или услуг. Тарифная система применяется в сфере транспорта, в сфере оказания информационных и мобильных услуг, в отрасли коммунального хозяйства. Кроме того, при расчете заработной платы работников может применятся тарифная ставка. Тарифная система так же широко применяется в таможенном деле и в сфере международных отношений.
Субъекты ценообразования
Субъектами ценообразования являются хозяйственные субъекты, влияющие на формирование цены. Так, к субъектам ценообразования можно отнести:
- государство;
- предприятия;
- домашние хозяйства.
Важно понимать, что процесс ценообразования охватывает всю цепочку производства экономических благ до момента покупки и использования товара или услуги конечным потребителем, то есть домашним хозяйством.
Основная функция государства при создании цены – регулирующая. На национальном уровне разрабатывается налоговая политика в части координации и контроля цен. Кроме того, регулированию ценообразования способствует борьба с монополиями. Создание здоровых рыночных отношений в стране так же положительно влияет на объективность ценообразования.
Предприниматели в своей деятельности ориентируются прежде всего на получение прибыли, что закладывают в цены на свои продукты или услуги. Но при росте конкуренции в различных отраслях рынка, руководителям хозяйственных субъектов приходится решать и другие задачи. Ценообразование в настоящее время испытывает большое влияние спроса. Не всегда конечный потребитель может быть согласен с ценой на экономическое благо, установленной продавцом. Если рынок насыщен предложением, то покупатель будет при прочих равных условиях искать более приемлемую цену.
Домашние хозяйства как потребители влияют на ценообразование тем, что создают спрос на экономическое благо. Благодаря спросу, идет развитие технологий производства, каналов сбыта (логистических систем), оптимизируется торговля, повышается качество производимых товаров и услуг.