Сущность и функции цен
Цены и ценообразование – это важнейший элемент рыночной экономики. цена является сложной экономической категорией, в которой пересекаются ключевые проблемы экономического развития и развития общества в целом. В первую очередь это проблемы производства и реализации продукции, формирования ее стоимости, создания, распределения и использования ВВП.
Известны две основные ценовые теории. Сторонники одной теории считают, что цена товара отражает его стоимость, а приверженцы другой теории полагают, что цена товара – это сумма денег, которую покупатели готовы заплатить за товар. Таким образом, цена является денежным выражением стоимости товара.
С потребительской точки зрения цена делится на две части:
- Эквивалент товара конкретного качества. Один субъект экономики возмещает затраты, связанные с производством и реализацией товара, другому. Как правило данная сумма отражает соответствие денежного требования производителя и согласия покупателя с данным требованием.
- Затраты покупателя, соответствующие покупке. В процессе возмещения таких затрат финансовые ресурсы направляются не определенному продавцу, а на возможность приобретения товара или его использования.
Цена в рыночной экономике выполняет следующие функции:
- Учетную. Цена, выступая денежным эквивалентом стоимости, показывает, сколько платит общество за удовлетворение конкретных потребностей в тех или иных товарах. Цена отражает количество затраченного труда, материалов, сырья, комплектующих на производство продукции, характеризует эффективность работы. В учетной функции цена – это средство вычисления стоимостных показателей.
- Стимулирующую, которая проявляется в поощрительном или наоборот сдерживающем влиянии цены на производство и реализацию товаров. Цена создает стимул производителям посредством заключенной в ней величины прибыли. Данная функция позволяет влиять на научно-технический прогресс, затраты ресурсов, качество продукции, структуру производства и потребления.
- Распределительную, которая связана с вероятностью отклонения цены от заданной стоимости под влиянием факторов рынка. цены принимают участие в распределении и перераспределении НД между экономическими отраслями, формами собственности, социальными группами и т.д.
- Функцию сбалансирования спроса и предложения. Проявляется в том, что с помощью цен связано производство и потребление, предложение и спрос. Цены сигнализируют о диспропорциях в различных сферах производства и реализации, поэтому требуют принятия должных мер по их преодолению.
Особенности ценообразования на товары производственного назначения
Цены на товары производственного назначения могут формироваться как на основе общих закономерностей, так и при учете некоторых особенностей, связанных с характером реализуемой продукции, участниками рынка, существованием факторов, влияющих на процесс продаж.
Характер продукции на рынке товаров производственного назначения крайнее разнообразен, большое значение придается их роли в технологическом процессе при создании товаров и услуг. В связи с этим выделяются такие особенности:
- Спрос на рынке товаров производственного назначения имеет производный характер, т.е. зависит от конъюнктуры рынка товаров;
- Некоторые товары имеют длительный срок использования, поэтому для покупателей важна не только цена, но и затраты в будущем, т.е. общие затраты на весь срок эксплуатации;
- Полезность товаров для потребителей как правило можно точно оценить, основываясь на параметрах, зафиксированных в технической документации.
Продукцию производственного назначения с точки зрения ценообразования можно разделить на следующие группы:
- Товары, которые приобретаются однократно, т.е. основной капитал (машины, здания, оборудование и др.);
- Товары, которые приобретаются многократно, включают три группы: сырье, материалы и комплектующие.
К экономической позиции товары производственного назначения могут использоваться с целью непосредственного изготовления конечной продукции, создания условий производственного процесса, формирования производственного капитала.
При установлении цен на производственные товары учитывается в большей степени их полезность, которая рассчитывается при помощи количественных параметров. Поэтому самым целесообразным методом установления цены является метод параметрического ценообразования.
Суть данного метода заключается в установлении цен на ряд параметров товаров при помощи формализованной модели зависимости цен от значения ключевых потребительских параметров данных изделий. Параметрические модели ценообразования позволяют с наибольшей точностью определить приемлемую цену продукции производственного назначения.
Зависимость уровня цены товаров производственного назначения от различных факторов
При принятии решений относительно цены необходимо учитывать специфические факторы конъюнктуры рынка, т.е. те факторы, которые непосредственно влияют на рынок сбыта той или иной продукции.
Прежде всего уровень цены зависит от факторов, которые влияют на величину предложения товара.
Нижний предел цены устанавливается на основе уровня издержек производства и расходов, связанных с транспортировкой товара.
Конкуренция на рынке определяет степень удовлетворения спроса и возможность установить или монопольно высокие цены, или же зафиксировать цены на уровне среднемировых.
Конкурентоспособность товаров и наличие определенных конкурентных преимуществ позволяют устанавливать надбавки к цене, учитывая имеющиеся у предприятия преимущества перед конкурентами.
Также на уровень цен влияют спрос на продукцию фирмы на мировом рынке.
Окончательная цена устанавливается на основе макроэкономических факторов, тем самым предприятие страхует себя от воздействия непредвиденных изменений.