Понятия ценности и цены
Для удовлетворения своих потребностей человек вынужден был наладить производство некоторых благ. Ввиду неравномерного распределения ресурсов себестоимость производства одного и того же блага в разных местах была различной. Это послужило причиной формирования территориального разделения труда и обмена продукцией, переросшего в торговлю.
В торговых операциях (как и в обменных) очень существенным был вопрос об взаимовыгодности обмена или купли-продажи. Это послужило причиной того, что любая продукция оценивалась исходя из различных предпосылок. Каждый продукт обладает той или иной ценностью. Именно ценность стала первичной основой обменных операций.
Ценность продукции является показателем степени ее полезности для потребителя в данное время и в данных условиях.
Но понятие ценности слишком субъективно. Оно меняется в зависимости от условий среды или мнения потребителя. В торговых операциях начали применять другую категорию – цену.
Ценой называли денежное выражение рыночной стоимости продукта (товара).
Эта категория уже меньше зависит от одного потребителя и носит более обобщенную характеристику. Цена отражает затраты на производство товара или услуги. Она может служить показателем престижности (предметы роскоши). Кроме того она является денежным выражением обязательства произвести выплаты за предоставленные товары или оказанные услуги.
В то же время, цена служит для производителя ориентиром при налаживании производства. Ведь если цена не будет превышать сумму затрат, то производство понесет убытки. В то же время, если цена товара будет слишком высока, то потребитель откажется от его приобретения. В таком случае производитель снова несет потери.
Ценообразованием называют совокупность процессов по формированию цены товара или услуги.
Формирование цены имеет очень важное значение, так как цены определяют размеры внутреннего валового дохода, государственного бюджета. Они связывают в едином процессе многочисленных субъектов хозяйствования и влияют на социальные отношения. Именно поэтому формированию цен в экономике уделяется большое внимание. При ценообразовании в обязательном порядке учитывают влияние таких факторов, как:
- государственную социально-экономическую политику;
- цели и финансовые возможности предприятия или отрасли;
- издержки производства;
- наличие конкурентной борьбы на рынке;
- спрос и предложение на данный конкретный товар;
- возможность инвестиций.
Ценообразующие факторы мирового рынка
Ценообразование на международном рынке, как и на внутреннем рынке, во многом зависит от конкретного состояния целого ряда рыночных факторов. Самыми важными из них являются спрос и предложение. То есть все зависит от готовности и возможности двух сторон произвести операцию по купле-продаже определенного количества товара за определенную цену. Это зависти от влияния нескольких групп факторов:
- общеэкономические факторы;
- конкретно экономические факторы;
- специфические факторы;
- внешнеэкономические, политические и военные факторы.
В категорию общеэкономических факторов включают те факторы, действие которых не зависит от вида продукции или условий производства и реализации товара. Это такие факторы, как экономический цикл, инфляция, совокупные спрос и предложение. К категории конкретно экономических факторов относят обстоятельства, обусловленные особенностями конкретного производства или товара. Важное значение среди них имеют издержки производства, прибыль, взаимозаменяемость товаров, потребительские свойства товара.
Действие специфических факторов распространяется только на отдельные виды товаров или услуг. К таковым факторам относят сезонность, комплектность, гарантийные условия и условия обслуживания. Влияние специальных факторов обусловлено особыми механизмами и экономическими инструментами. Таковыми являются государственное регулировании и курс валют.
Политические, военные и внешнеэкономические факторы определяют внешнеполитическую обстановку в целом в мире ив регионах. От них зависит правовая база внешней торговли, активность деятельности тех или иных предприятий. Государства могут объединяться в экономические и политические союзы, проводить свою ценовую политику.
Особенности формирования цен на мировом рынке
К особенностям формирования цен на мировых рынках относится тот факт, что цена является той денежной суммой, которую продавец хочет получить за предоставленный товар, а покупатель готов заплатить. Речь снова идет о взаимодействии спроса и предложений. Точка пресечения кривых графиков этих функций и определяет рыночную цену товара.
Но, в отличии от внутреннего рынка, на внешнем рынке соотношение спроса и предложения ощущается субъектами внешнеторговых отношений более остро. На мировом рынке присутствует большее количество конкурентов, чем на внутреннем. С другой стороны мобильность субъектов внешней торговли сдерживается государственными границами. Мировые цены определяются ценами крупных экспортно-импортных сделок. Заключаемых на мировых товарных рынках. На мировые цены оказывают влияние:
- платежеспособность покупателя данного товара;
- объем спроса на данный товар;
- полезность товара;
- потребительские свойства товара.