Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Индексы ценообразования

Ценообразование в экономике

Современные экономические системы большинства стран строятся на принципах рыночных отношений. Они предполагают свободу действующих хозяйствующих субъектов, наличие конкурентной борьбы и независимого ценообразования. В таких условиях, каждый экономический агент стремится к максимизации собственной выгоды. Со стороны производителя выгода представляет собой прибыль или иной коммерческий интерес. Покупатель руководствуется предельной полезностью приобретаемого блага, а также своими финансовыми возможностями.

Замечание 1

Основой любой национальной экономики является реальный сектор, в котором происходит создание, распределение, сбыт и доведение продукции до конечного покупателя. При этом конечная сделка предполагает взаимную выгоду агентов. Она достигается путем установления оптимальной цены на благо. Процесс формирования цены на конечный продукт называется ценообразованием.

При установлении цены предприниматель обычно руководствуется одним из трех принципов или их совокупностью:

  • Цена устанавливается в зависимости от внутренних производственных издержек или себестоимости продукции.
  • Цена определяется по соотношению предложения и спроса на рынке.
  • При формировании цены производитель ориентируется на конкурентов.

Однако, ценообразование является достаточно сложным механизмом, от эффективности работы которого зависит успешность работы предприятия, а также его способность достигать поставленных стратегических и тактических целей. При формировании ценовой политики необходимо учитывать ряд внутренних и внешних факторов, способных оказать прямое или косвенное воздействие на результативность продаж. Среди внешних факторов выделяют любые изменения в политической, экономической и социальной жизни страны, действия конкурентов, а также психологические ожидания покупателей. Внутри предприятия формируются предпосылки, способные оказывать влияние на ценообразование. Среди них выделяют планируемую норму рентабельности и прибыли, инвестиционные ожидания, финансовые возможности компании.

«Индексы ценообразования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Понятие ценового индекса

В экономике, в том числе в ее прикладных направлениях, используется множество методов расчетов и анализа для различных научных и практических целей. Так как экономическая среда представляет собой совокупность широкого спектра субъектов, а также взаимосвязей между ними, достаточно эффективно для аналитической работы применяются методы математической статистики. Например, они используются при анализе крупных систем, наполненных множеством связей, существующими между их отдельными элементами, подсистемами и даже между системами. Таким образом может оцениваться продукция при заранее заданных параметрах качества и количества, денежная масса, информационный поток.

Более сложным, с точки зрения анализа, является ценообразование. Выше были перечислены лишь основные факторы, способные оказать влияние на колебание цен. На самом деле их гораздо больше. То есть, при проведении анализа необходимо за один раз охватить широкий спектр параметров. Это помогает сделать использование индексов цен.

Определение 1

Ценовые индексы представляют собой показатели ценовой динамики за определенный промежуток времени, рассчитываемые при помощи статистических методов

Проведение расчетов производится в следующем порядке:

  1. Сначала выбираются объекты для проведения исследования, определяется репрезентативная выборка.
  2. Далее конкретизируется способ сопоставления показателей.
  3. Производится расчет показателей при помощи математических формул.

На практике применяется широкий спектр индексов, например, индексы для оценки сельского хозяйства и промышленности, учета транспортных тарифов, оценки международных торговых операций, капитальных вложений. Так же существуют дефляторы – специальные показатели, используемые для сопоставления фактических цен с ценами прошлых периодов.

Часто можно услышать об индексах потребительских цен, который представляют комплекс ценовых показателей, описывающих стоимость потребительской корзины. Обычно здесь учитывают цены на товары внутреннего производства, а также на импортные продукты. Еще одной сферой применения ценовых индексов является макроэкономика. Здесь на их основе высчитываются внутренний валовый продукт, внутренний национальный продукт и другие совокупные макроэкономические показатели.

Методы расчета ценовых индексов

Расчеты различных ценовых индексов схожи друг с другом. Результатом вычислений становится фактическое или среднее значение. Первый указывает общее отклонение в ценовой динамике, а второй – более подробно учитывает каждую единицу продукта в установленной выборке. Кроме того, он описывает не только уровень цены, но и ее структуру.

Выделяют индексы индивидуальные и групповые. Первые оценивают изменения цены только на единственный товар. Вторые конкретизируют ценовые изменения на всю выборку товаров.

Замечание 2

Для расчета ценовых показателей в экономике используется три общепринятых индекса – Пааше, Ласперейса и Фишера.

Индекс Ласперейса используется для определения динамики цен за определенный период путем сопоставления стоимости в прошлых и текущих временных промежутков. Индекс Пааше демонстрирует изменение цен в текущем периоде, сопоставляя их с данными базиса. В экономической практике России наиболее часто используется первый индекс, так как индекс Пааше менее чувствителен к кризисным тенденциям в экономике. У обоих индексов есть свои недостатки. Индекс Ласперейса не учитывает эффект товарного замещения, поэтому завышает инфляционный уровень. Индекс Пааше напротив, не учитывает сдвиги ассортимента относительно базиса, поэтому занижает показатель инфляции. Поэтому для более точных расчетов используется совокупный индекс Фишера, включающий в себя обе формулы расчета. Однако, данный метод является достаточно трудоемким и редко применяемым.

Таким образом, индексы ценообразования используются в работе предприятий и макроэкономическом прогнозировании с целью оптимизации ценового уровня и повышения эффективности продаж, либо ликвидации негативных тенденций в экономическом развитии субъекта хозяйствования.

Дата написания статьи: 13.10.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot