Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Ценообразование тарифов

Ценообразование и его место в экономике

В условиях рыночной экономики большинство субъектов хозяйствования преследуют цель повышения собственных доходов или максимизации собственной выгоды. Со стороны предприятий и коммерческих организаций проявляется стремление к постоянному увеличению прибыли. Потребители пытаются удовлетворить свои текущие потребности, оценивая полезность товара, а также собственные финансовые возможности. Получается, что основой успешной экономики является работоспособный взаимовыгодный обмен между продавцами и покупателями. Сама национальная экономика строится на деятельности реального сектора, где осуществляется производство, распределение, сбыт и доведение до конечного потребителя всех видов благ.

Успешность предпринимателя в рыночных условиях во многом зависит от того, насколько точно он сможет установить цены на собственную продукцию. Так он сможет не только покрыть свои издержки, но и получить планируемую норму прибыли. Процесс установления цены на благо называется ценообразованием. Обычно предприниматель руководствуется одним из трех принципов при формировании цен на продукцию:

  • Конъюнктуру рынка или соотношение предложения и спроса.
  • Ценовой уровень конкурентов.
  • Собственные издержки производства.

Кроме того, на эффективность ценовой политики предприятия оказывают влияние широкий спектр других факторов. Например, среди внутренних факторов можно выделить – стратегические и тактические цели компании, прогнозируемую норму прибыли и рентабельности, финансовые и инвестиционные ресурсы предприятия и другое. Большое воздействие оказывают и макроэкономические изменения в хозяйственной системе страны. Здесь выделяют любые политические, экономические, социальные тенденции, а также психологические ожидания потребителей и свойства продукции.

Понятие тарифа, его виды

В экономике рассматривается два вида благ – товары и услуги. Первые представляют собой материальные ценности, при продаже которых продавец получает доход, а покупатель личную выгоду. Услуга так же является товаров и приносит доход производителю, однако имеет нематериальную природу. Ее особенностью является тот факт, что она создается, распределяется и потребляется единовременно. При совершении сделки совершается весь процесс производственной цепочки. Особенность услуги влияет на ее специфику ценообразования.

«Ценообразование тарифов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Одним из методов установления цен на услуги является применение тарифов. Тариф в переводе с арабского языка означает «определение». В экономике тариф – это определенная ценовая ставка платежей за выполненные услуги производственного и непроизводственного характера.

Тарифы имеют различные сферы применения, а значит виды. Наиболее известными из них являются:

  • тарифная оплата труда;
  • таможенные тарифы;
  • транспортные тарифы;
  • тариф запретительный;
  • тариф конвенционный;
  • тарифы на услуги связи.

Изначально тарифы использовались в морском деле в качестве пошлины за перевозку товаров. В настоящее время различные страны применяют таможенные тарифы в качестве инструмента управления импортом и экспортом продукции и услуг. Здесь тоже существует разделение на виды – максимальный, преференциальный и базовый.

Транспортные тарифы используются для оценки оказываемых услуг транспортной компанией. Цена на подобные услуги включает в себя погрузку и разгрузку, непосредственную перевозку, дополнительные сервисные услуги аэропортов, вокзалов, портов и так далее. Особые тарифы складываются в области трубопроводного транспорта.

Конвенционные тарифы так же относятся к разряду таможенных. Они складываются под влиянием определенных международных соглашений. Обычно они ниже, чем ставки, существующие для всех действующих торговых связей страны.

Запретительный тариф является одной из форм государственного воздействия. Используется для ликвидации какой-либо услуги или снижения ее предложения на рынке.

Достаточно часто можно услышать о тарифах на связь. Обычно, услуги связи оказываются сразу несколькими компаниями, поэтому итоговая цена за оказанную услугу представляет собой совокупность доходов, который получит каждая компания.

Особенности тарифного ценообразования

В тарифном ценообразовании сложилось два принципиальных подхода – ценностный и затратный. Затратный представляет собой пассивную форму ценообразования, которая основывается на расчете всех затрат и формировании конечной цены за услугу. Однако, он так же может учитывать поведение конкурентов. Такой вид тарифного ценообразования применяется тогда, когда влияние конкурентной среды не значительно. При этом производитель имеет устоявшийся круг потребителей и не стремится к масштабированию бизнеса. Ценностное ценообразование является более рисковым, но способно принести более высокий итоговый доход.

Каждое предприятие должно определить для себя три направления в ценообразовании:

  1. Тактику, которая формирует определенный комплекс мер по управлению тарифами, используемыми ежедневно в работе компании.
  2. Стратегию, в соответствии с которой разрабатывается долгосрочный план ценообразования, способный поддержать выбранное стратегическое направление развития компании.
  3. Тарифную политику, позволяющей компании выживать на рынке или сохранять свои устойчивые позиции.

Тарифная политика должна решать определенный перечень производственных задач. Она учитывает текущие расходы в ходе эксплуатации ресурсов компании для производства услуг, формирует резервы для обеспечения стабильного функционирования и защиты от рисков и кризисов. Так же она позволяет накопить ресурсы, которые могут быть вложены в освоение новых видов услуг или укрепление уже действующих видов деятельности.

Замечание 2

Каждая компания в рамках собственной тарифной политики выбирает, какие цены устанавливать, руководствуясь ценностными или затратными принципами. Обычно это действие совершается интуитивно, либо на основе подготовительной аналитической работы.

Дата написания статьи: 14.10.2018
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot