Понятие цены и ценообразования
Цена является гибким инструментом регулирования рынка. Она определяет ценность экономического блага, выраженную в денежных единицах. Надо отметить, что цена на продукцию или услуги сопровождает всю цепочку рыночных отношений от производства, распределения продукции, до ее доведения до конечного потребителя. В настоящее время предприниматель не может ориентироваться только на получение прибыли, в условиях свободного ценообразования предпринимателю необходимо учитывать и потребности покупателей.
Ценообразование представляет собой механизм формирования цен на продукцию или услуги. Методы ценообразования, выбранные предпринимателем, как правило, отвечают его экономическим и маркетинговым целям на конкретный период времени. В связи с тем, что цена является многокомпонентной величиной она может решать множество задач, стоящих перед руководством хозяйствующего субъекта любого уровня организации.
Цели ценообразования
Политика формирования цен на продукцию может решать важные стратегические вопросы, стоящие перед руководством хозяйствующего субъекта. Можно выделить три основных типа целей, преследуемых предпринимателями:
- Увеличение объемов продаж. В этом случае перед хозяйствующим субъектом стоит вопрос о регуляции своего сбыта за счет изменения цен на продукцию. Зачастую используется снижение цен, что приводит к увеличению продаж в условиях жесткой конкуренции. Но надо понимать, что для снижения цен необходимо иметь резерв, например, в виде снижения расходов, благодаря оптимизации процессов производства. Кроме того, снижение цен может привести и к обратному эффекту, когда доверие покупателей к качеству продукции может снизится, что приведет к снижению объемов продаж.
- Увеличение прибыли является целью любого предпринимателя. В цену помимо издержек закладывается величина желаемой прибыли. В зависимости от планируемого временного промежутка вносятся корректировки в процесс ценообразования. Предприятия могут стремиться к получению прибыли в конкретный период времени, либо в долгосрочной перспективе.
- Удержание позиций на рынке. В условиях свободной конкуренции более выгодная продукция привлекает новых производителей. Ценообразование в данном случае может выступить одним из инструментов удержания своих потребителей.
Задачи ценообразования
Ценообразование как инструмент может решать следующие задачи, стоящие перед хозяйствующим субъектом:
- При кризисных состояниях экономики, а так же при насыщении рынка однотипными товарами, предприятие может находится на грани выживания. В таком случае, хозяйственным субъектом применяется ценообразования направленное на сохранение стабильного функционирования производства в кризисных условиях. Устанавливаются такие цены, которые позволяют предприятию выжить.
- Безусловно, важнейшей задачей, решаемой на рынке, является максимальное извлечение прибыли при реализации продукции. В цену экономического блага закладывается планируемая величина прибыли. Необходимо помнить, что покупатель не всегда готов платить цену, которая является желаемой для продавца.
- Если невозможно рассчитать расходы на производственный процесс, что характерно для совместного производства продукции несколькими предприятиями, то основной задачей ценообразования выступает увеличение выручки, где выручка является суммой денег, полученной от реализации продукции.
- Если стратегия компании направлена на увеличение доли занимаемой на рынке, то применяется ценообразование, направленное на снижение цен. Таким образом, охватывается все больше потребителей и доля рынка растет.
- Если компания производит высокотехнологичные или высококачественные продукты, то она имеет право проводить политику ценообразования, направленную на увеличение цен за единицу продукции. В данном случае потребители будут готовы платить установленную цену, так как качество и ценность продукции для них будут высокими.
Как мы видим, правильно избранная стратегия ценообразования в зависимости от целей и задач, стоящих перед предпринимателем, позволяет более эффективно действовать на рынке в условиях свободной конкуренции.