Сущность вертикального анализа бухгалтерского баланса
Существуют разные методы анализа бухгалтерской отчетности, выбор которых зависит от определенных задач, что были поставлены, и от объема информации.
Наиболее используемыми являются горизонтальный и вертикальный анализ, они применяются многими компаниями для анализа финансовой отчетности и повышения уровня доходов.
Вертикальный (или структурный) анализ является инструментом для установления структуры финансовых показателей с определением их влияния на общий результат. Сущность проведения вертикального анализа состоит в том, что всю сумму активов организации и выручку принимают за сто процентов, а статьи финансового учета представляют в виде процентного соотношения.
Вертикальный анализ бухгалтерского баланса определяет все изменения платежеспособности анализируемой компании в конкретном периоде времени.
Оценка платежеспособности
Для вычисления платежеспособности следует разобраться в таких положениях, как «Финансовые вложения», «Денежные средства и денежные эквиваленты» и «Дебиторская задолженность», а также рассмотреть преобразование структуры пассивов, по результатам изучения которых можно сделать вывод о возможных причинах изменения, в том числе и о платежеспособности.
Для того чтобы рассчитать доли, необходимо воспользоваться, к примеру, показателем статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты», разделить значения на валюту баланса и перемножить на 100 процентов. В результате получается точное значение доли активов, на которую приходятся денежные средства.
Методика проведения и формула
Как уже говорилось, вертикальный анализ направлен на представление данных не в абсолютных величинах, а в процентных единицах от базового значения. Подобное преображения финансовой отчетности делает значительно проще сопоставление финансовых данных о компании за различные периоды времени, а также помогает сопоставить ее с подобной информацией о других компаниях. Использование вертикального анализа способствует выявлению тенденций, которые не всегда можно увидеть при анализе финансовой отчетности в привычном представлении.
Методика проведения обусловлена представлением информации финансовой отчетности в виде относительной величины, которая выражается в процентах.
При вычислении необходимо воспользоваться специальной формулой:
Рисунок 1. Формула. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно этой формуле процент от базового показателя определяется как отношения каждой самостоятельной позиции или к строке к определенному базовому значению.
При вертикальном анализе баланса в качестве установленного значения используется итоговая сумма в разделе «Активы» и сумма по разделу «капитал и обязательства». Таким образом, абсолютно все индивидуальные позиции в разделе «Активы» являются процентом от его итоговой суммы. Подобные вычисления происходят также по разделу «Капитал и обязательства».
Если проводить вертикальный анализ по отношению к прибыли и убыткам, то базовым значением, как правило, будет выручка от реализации продукции. Остальные позиции этого отчета выражаются в виде процента от нее.
Преимущества вертикального анализа финансовой отчетности
Самым главным преимуществом вертикального анализа является возможность определения серьезных или резких изменений в финансовой отчетности компании. Стремительный рост или снижение конкретных показателей финансовой отчетности будет с легкостью наблюдаться в динамике.
Стоит заметить, что эта методика помогает получить наиболее точное представление о разнообразных стратегиях, которые могут быть реализованы компаниями. К примеру, фирма может снизить показатель своей рентабельности взамен на увеличение собственной доли рынка. Как правило, такой подход помогает значительно увеличить выручку от реализации, но может сказаться негативно на валовой, операционной и чистой прибыли. Но, несмотря на указанные нюансы, такая компания будет демонстрировать более высокие темпы роста, чем другие фирмы.
В итоге можно сказать, что вертикальный анализ финансовой отчетности является эффективным методом для определения актуальных изменений в ситуации финансового состояния предприятия. Однако, для увеличения результативности его следует применять вместе с горизонтальным анализом, это поможет лучше изучить ситуацию. Вертикальный анализ подходит ко всем формам финансовой отчетности предприятия.