Общее представление о балансе предприятия
Слово «баланс», латинского происхождения, его дословное обозначение значение – «две чаши весов». Суть баланса – это демонстрация финансового равновесия компании.
Баланс – это главный документ бухгалтерской отчетности, показывающий финансовый результат за отчетный период времени. Баланс представляется в виде таблицы, показывающих долги и имущество предприятия, в денежном выражении за установленный временной период.
Прежде всего, бухгалтерский баланс необходим самому предприятию, для обобщения результатов своей деятельности. Баланс показывает – развитие предприятия в разрезе различных показателей: основная деятельность, взаимодействие со сторонними организациями. Баланс содержит два итоговых показателя – актива и пассива, которые должны быть равны.
Также баланс необходим предприятиям, с которыми сотрудничает данная организация. Баланс показывает финансовое состояние, его потенциальное функционирование в ближайшей перспективе. Баланс важен и для расчета кредитоспособности контрагента.
Структура баланса
Баланс состоит из двух таблиц: Актива и Пассива. В активе отражается все имущество предприятия. И он состоит из нескольких разделов:
- Внеоборотные активы – имущество, с длительным сроком службы (оборудования, здания);
- Оборотные активы – имущество предприятия, которое должно пополняться в короткие сроки (денежные средства, запасы материалов, готовой продукции, дебиторская задолженность).
Пассив показывает источники образования имущества предприятия. Пассив состоит из:
- Капитал и резервы (все собственные средства организации – уставный капитал, резервный капитал и т.д.)
- Долгосрочные обязательства (кредиты, займы, прочие долги со сроком возврата более года)
- Краткосрочные обязательства (краткосрочная задолженность – заработная плата, начисленные налоги, социальные отчисления и прочее).
Как составлять баланс
Процесс формирования баланса – это заполнение всех строк формы №1. В зависимости от размера предприятия, может заполняться упрощенная или развернутая форма.
В каждой из строк актива и пассива записывается показатель финансового состояния предприятия. Данные для заполнения берутся из главной книги. Каждая строка баланса, имеет название и код строки. Это сделано для упрощения процедуры заполнения, и для детализации при описании рекомендаций по его заполнению.
После заполнения всех строк Актива, их необходимо суммировать. Такой же принцип действует и для заполнения части Пассива. Каждое предприятие при заполнении баланса, определяет его валюту (единицы измерения) – тысячи рублей или миллионы, делая при этом необходимую пометку.
Итоговые числа Актива и Пассива должны совпадать, это основополагающий принцип всех бухгалтерской деятельности – принцип двойной записи.
Рассмотрим порядок заполнения статей баланса.
- Основные средства – в данной строке указывается первоначальная стоимость имущества предприятия, его основных средств. Сумма первоначальной стоимости уменьшается на величину начисленной амортизации.
- Нематериальные активы – так же, как и показатель основных средств в балансе указывается по первоначальной стоимости за минусом начисленной амортизации.
- Запасы – в данной графе указываются запасы предприятия. Здесь суммируются такие счета как: 10, 20, 41 и прочие.
- Денежные средства – так же показывается сумма всех денежных средства предприятия – сумма счетов 50, 51, 52 и прочих.
- Дебиторская задолженность – здесь указывается так же сумма счетов – 60, 68, 69, 71, 75, 76.
Отдельно стоит отметить заполнение строки пассива нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – данная строка берется из главной книги счета 84. Но это применительно только при составлении баланса за год, а при составлении промежуточного баланса, здесь будет отражаться остаток по счету 99.