Лицензирование аудиторской деятельности как метод контроля государства за соблюдением законодательства в области аудита
Согласно 17 статьи ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность имеет отношение к видам деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. Выдача, приостановление и аннулирование лицензий происходит по законодательству РФ о лицензировании некоторых видов деятельности.
При получении лицензии на осуществление аудиторской деятельности в ней ставится дата, которая соответствует дате принятия решения о выдаче лицензии.
Иногда при оказании некоторых видов сопутствующих аудиту услуг необходимо получить соответствующую лицензию, без которой аудиторские компании и индивидуальные аудиторы не имеют права оказывать услуги. Выдачей лицензий занимается Минфин РФ.
Лицензия выдается на пять лет, но если лицензиат подаст заявление о продлении, то лицензию можно продлевать на 5 лет неограниченное количество раз.
Порядок выдачи лицензий на право заниматься аудиторской деятельностью
Для получения лицензии соискателю лицензии необходимо представить в лицензирующий орган следующие документы:
- заявление на выдачу лицензии;
- копии свидетельств о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе, о гос. регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- документ, который подтверждает оплату лицензионного сбора;
- копии учредительных документов, лицензий и квалификационных аттестатов аудитора;
- информация о ФИО, должности, гражданстве и стране проживания сотрудников организации.
Если копии предоставляемых документов будут не заверены нотариусом, то они обязательны к предоставлению с предъявлением оригинала.
Минфин РФ принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение 60 дней после принятия заявления со всеми необходимыми документами. А так же осуществляет проверку деятельности лицензиатов с целью проверки по соблюдению лицензионных требований и условий. В результате проверки требуется составить акт в 2-х экземплярах, один из которых нужно передать лицензиату.
Если при проверке будут обнаружены нарушения лицензионных требований и условий, то в течение месяца после поверки Минфин РФ должен передать лицензиату предупреждение, в котором будут указаны выявленные нарушения и сроки их устранения. Если у лицензиата измениться почтовый адрес, а у индивидуального аудитора или аудиторской организации изменятся данные, которые будут внесены в реестр лицензий, то они обязаны об этом проинформировать Минфин РФ в течении 15 дней.
СРО аудиторов
СРО – это саморегулируемая организация. СРО аудиторов - это некоммерческая организация, которая создается на условиях членства, организованном для обеспечения аудиторской деятельности.
1 июля 2010 года вышел обновленный вариант ФЗ «Об аудиторской деятельности». Обновление заключается в том, что вместо лицензирования сейчас актуально саморегулирование. Поэтому на сегодняшний день нужно стать членом СРО в области аудита, для того чтобы заниматься аудитом. Для того чтобы некоммерческой организации получить статус аудиторского СРО, ей необходимо попасть в реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
Обязательные условия СРО:
- в состав СРО минимально должно входить 700 человек и 500 коммерческих организаций;
- наличие четких и однозначных правил;
- создание компенсационного фона, который будет обеспечивать финансовые издержки членов СРО, а в случае необходимости нести имущественную ответственность какого-либо члена СРО.
В компенсационный фонд вносятся денежные средства от членов СРО. Минимальный внос составляет 3000 рублей, а со страховкой ежегодный минимальный взнос должен составлять 30 000 рублей на каждого члена.