Бизнес-планирование на предприятии
Чтобы успешно организовать бизнес-планирование в коммерческой компании, необходимо обладать четырьмя обязательными свойствами, тесно связанными между собой и составляющими инфраструктуру процесса по бизнес-планированию.
У коммерческой компании должна быть соответствующая методологическая и методическая база разработки, анализа и контроля выполнения бизнес-плана, персонал финансово-экономической службы должен иметь достаточную квалификацию для грамотного применения методологии на практике. Методическая и методологическая база разработки, контроля и выполнения бизнес-плана образуют аналитический блок процесса по финансовому планированию.
Для разработки финансовых планов необходимо обладать внутренней информацией о деятельности компании и внешней информацией.
Основу информационного блока бизнес-планирования составляют:
- Экономические данные (прогнозы процентных ставок, прогнозы инфляционных темпов и др.);
- Учетные данные (данные бухгалтерского учета и управленческого учета);
- Информация, полученная от финансовых органов, учреждений банковской сферы, валютных, товарных бирж, а также прочая информация финансового характера;
- Политическая информация и т.д.
Стоит отметить, что бизнес-планирование осуществляется согласно действующему нормативно-правовому обеспечению.
Реализация процесса бизнес-планирования всегда осуществляется с помощью соответствующей организационной структуры и системы управления, которые образуют организационный блок данного процесса.
При финансовом планировании и контроле регистрируются и обрабатываются большие массивы данных. Используемые с этой целью программно-технические средства образуют программно-технический блок бизнес-планирования.
Процесс бизнес-планирования представляет собой совокупность действий и стадий, которые связаны с ситуационным анализом внешней среды, определением целей бизнес-планирования, реализацией процесса планирования, продвижением бизнес-плана, а также контролем за ходом его выполнения.
Основными стадиями процесса бизнес-планирования являются:
- Подготовительная стадия;
- Стадия разработки бизнес-плана;
- Стадия продвижения бизнес-плана на соответствующий рынок;
- Стадия реализации бизнес-плана.
Ключевой момент подготовительной стадии – формулирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идеей является идея о новом продукте, техническом, организационном или экономическом решении. Источниками новых бизнес-идей могут быть:
- Отзывы потребителей;
- Товары, производимые конкурентами;
- Мнение персонала отдела маркетинга;
- Научные исследования.
Презентация бизнес-проекта – это доступное и краткое изложение ключевых идей бизнес-плана в ходе переговоров с потенциальными партнерами и инвесторами.
Реализация бизнес-плана начинается с принятия соответствующего решения об инвестировании и заканчивается начальной стадией практической реализации бизнес-проекта.
Для того, чтобы спланировать реализацию бизнес-плана и составить бюджет, необходимо решить следующие задачи:
- Определить тип рабочих задач внутри компании и за ее пределами;
- Определить логическую последовательность событий;
- Подготовить график реализации задач;
- Подготовить бюджет реализации и потоки средств, которые позволят обеспечить финансирование бизнес-плана;
- Задокументировать все данные по реализации бизнес-плана.
Чтобы практически реализовать бизнес-планирование, необходимо соблюдать следующие принципы:
- Принцип гибкости, который означает постоянное приспособление к изменениям внешней среды;
- Принцип непрерывности, т.е. планирование должно иметь скользящий характер;
- Принцип коммуникативности – все усилия должны быть скоординированы;
- Принцип интерактивности – планирование должно носить творческий характер, а все разделы бизнес-плана неоднократно прорабатываться;
- Принцип многовариантности – необходимо выбирать наилучшее из альтернативных возможностей достижения поставленных целей;
- Принцип участия – вовлеченность всего персонала будущей организации;
- Принцип адекватности, заключающийся в реальном отражении проблем и самооценки при планировании.
Рекомендации по составлению бизнес-плана
При написании бизнес-плана следует учитывать следующие моменты:
- Необходимо достаточно широко исследовать и проанализировать направление нового бизнеса, оценить структуру, стратегию маркетинга и финансы. Обладая правильной информацией, можно составить точные финансовые прогнозы.
- Поскольку ожидаемые и фактические показатели могут быть различными, следует ставить долгосрочные и краткосрочные цели. Так появится возможность контролировать реализацию проекта и своевременно его корректировать.
- Бизнес-план должен быть лаконичным.
- При инвестиционном бизнес-плане следует составить два вида документов: внутренний и внешний. Внешний выгодно продемонстрирует инвесторам и партнерам сильные стороны бизнес-проекта, а внутренний отразит все слабые стороны и угрозы бизнес-идеи.
- Вспомогательная документация имеет большое значение в бизнес-плане: схемы, графики, диаграммы наглядно показывают преимущества проекта.
Основные ошибки при бизнес-планировании
Самыми распространенными ошибками при бизнес-планировании являются:
- Заострение внимания на потенциале производства;
- Слабый характер экономической проработки документа, из-за чего не учитываются внутренние и внешние угрозы;
- Отсутствие полного анализа рыночной структуры, что является причиной отсутствия возможности в конкуренции новой продукции с аналогичной, уже имеющейся на рынке;
- Не проработанность системы сбыта, что может привести к серьезным финансовым потерям;
- Отсутствие гарантий возврата заемных средств кредиторам и инвесторам;
- Низкий уровень демонстрации привлекательности и актуальности проекта для инвесторов;
- Плохая проработка организационных вопросов по реализации бизнес-проекта.