Цели составления бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой краткое, доступное, понятное и точное описание реализации предполагаемого проекта, является важнейшим инструментом анализа большого числа различных ситуаций, который позволяет выбрать самые перспективные решения, а также средства их достижения.
Основная цель составления бизнес-плана состоит в планировании хозяйственной деятельности предприятия на ближайший и отдаленный периоды согласно рыночным потребностям и возможностям получения требуемых ресурсов. Вместе с главной целью бизнес-плана существуют и другие второстепенные цели, такие как:
- Социальные, состоящие в преодолении дефицита продукции, оздоровлении экологической ситуации, улучшении психологического климата в государстве, создании новых культурных и духовных ценностей, развитии творческого и научно-технического потенциала, расширении деловых связей как на региональном, так и на международном уровне;
- Повышение делового статуса предпринимателя, состоящее в: развитии и укреплении экономического потенциала компании. Это является залогом успешности последующих сделок, увеличения престижа организации;
- Другие цели, например, развитие контактов, вступление в различные ассоциации.
Для правильного написания бизнес-плана следует придерживаться определенных правил, он должен иметь общепринятую структуру. Серьезный подход, проработка каждого пункта и раздела проекта, высокая степень заинтересованности служат гарантом качества создаваемого бизнес-проекта. Структура бизнес-плана, являющаяся общепринятой, включает несколько разделов, которые будут рассмотрены ниже.
Главным условием эффективности бизнес-плана является его качественное составление, которое позволит привлечь потенциальных инвесторов.
Пошаговый план действий, который будет отражен в бизнес-плане, позволит избежать множества проблем, поскольку их появление будет теоретически предугадано, а способы решения прописаны.
SWOT-анализ при составлении бизнес-плана
Для того, чтобы составить бизнес-план, необходимо предварительно проанализировать текущую ситуацию.
Перед формулировкой, описанием и наполнением разделов бизнес-плана, необходимо воедино собрать всю имеющуюся информацию, а недостающие данные получить из сторонних источников или же обратиться к специалистам.
Признанной во всем мире технологией предварительного анализа является SWOT-анализ, который прост в понимании и позволяет четко структурировать все имеющиеся данные.
Аббревиатура SWOT (Strengths, Weakness, Opportunities, Threats) расшифровывается как сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.
Данный анализ предназначен для оценки внутренних и внешних факторов организации при помощи составления объективной картины предстоящего бизнес-планирования.
После выделения сильных и слабых сторон компании, возможностей и угроз, можно переходить к разработке бизнес-плана.
Краткое содержание основных разделов бизнес-плана
Общая структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
- Титульный лист. Резюме
- Деятельность предприятия
- Характеристика реализуемой продукции
- Анализ рыночной среды и конкурентов
- Маркетинговый анализ
- Описание производственного процесса
- Финансовая отчетность
- Описание рисков
- Приложения.
Для многих документов характерно написание резюме в конце, а в бизнес-плане оно расположено вначале, поскольку необходимо вызвать интерес у возможного кредитора или инвестора. В первом разделе бизнес-плана необходимо описать ключевую идею проекта, изложить предпосылки, послужившие толчком к составлению бизнес-плана, дать краткую характеристику проекта. Важно четко объяснить цель и методы реализации бизнес-плана.
В разделе «Деятельность предприятия» как правило отражаются следующие вопросы:
- Организационно-правовая форма ведения бизнеса;
- Роли учредителей;
- Юридическая информация о компании;
- Главные цели бизнес-проекта и методы их достижения;
- Перспективы бизнеса в ближайшем будущем.
Раздел «Характеристика реализуемой продукции» посвящен определению целевой аудитории. Необходимо тщательно проработать и выявить основные характеристики продукции, которая будет представлена клиентам, описать сервисные услуги и т.д.
Этап изучения конкурентов является сложным и кропотливым этапом составления бизнес-плана, в ходе которого следует изучить и проанализировать все аспекты работы конкурентов для успешной реализации своего бизнеса. Для этого необходимо:
- Подсчитать количество конкурентов;
- Определить долю каждого в рыночной среде;
- Определить политику поведения конкурентов;
- Изучить рекламную деятельность;
- Оценить положительные и отрицательные стороны;
- Грамотно реализовать все лучшее, чем пользуются конкуренты.
Задачей маркетингового анализа является определение потребительских качеств продукции и разработка идей по эффектной ее подаче клиентам. Маркетинговые исследования – это неотъемлемая часть работы компании.
В разделе «Описание производственного процесса» как правило отражается вся информация о производстве, технологиях, оборудовании, кадровом составе, поставщиках сырья и материалов, данные о наличии ресурсов и др.
Вся собранная информация в данном разделе позволяет оценить стоимость реализации бизнес-проекта. А основная цель – это убеждение потенциальных кредиторов в способности предприятия производить продукцию в установленные сроки и надлежащего качества.
При разработке бизнес-плана необходимо обязательно определить финансовые показатели деятельности. Такие расчеты основаны на учете всех расходов и прогнозов продаж и показывают будущие объемы прибыли.
Бизнес-план должен содержать и данные о всех возможных рисках для предупреждения трудностей, которые могут возникнуть на пути реализации бизнес-проекта. Необходимо прописать методы выхода из сложных ситуаций с наименьшими потерями.
В приложениях обычно собраны все графики, таблицы, схемы, нормативные документы и др.