Сущность бизнес-планирования
Наиболее употребляемым термином в рыночной экономике на сегодняшний день является «бизнес-план», актуальность которого предопределяется тем, что все серьезные управленческие решения принимаются на основе той или иной формы бизнес-плана.
Под бизнес-планом понимается план развития компании, который необходим для совершенствования уже имеющихся сфер деятельности и освоения новых, для создания новых форм и видов хозяйственной деятельности. Бизнес-план является комплексным документом, отражающим важнейшие данные и аспекты, позволяющие сформировать объективное и целостное представление о текущем и будущем положении предприятия.
Другими словами, бизнес-план представляет собой плановую программу по оптимизации бизнеса.
Бизнес-планирование позволяет решать такие актуальные проблемы:
- Определять степень жизнеспособности и устойчивости компании в будущем, снижать риски предпринимательской деятельности;
- Конкретизировать перспективы бизнеса при помощи качественных и количественных показателей;
- Привлекать внимание и интерес, обеспечивать поддержку со стороны инвесторов компании;
- Помогать получать опыт в планировании, развивать перспективный взгляд на предприятие и его рабочую среду.
Бизнес-план отличается от традиционного плана компании тем, что он учитывает как внутренние цели организации, так и внешние цели заинтересованных лиц.
Бизнес-план является важнейшим шагом по развитию новых направлений бизнеса.
Стандартов на разработку бизнес-планов не существует, поскольку в каждом бизнесе различные цели и бесконечное множество вариаций среды. Бизнес-план позволяет добываться следующих целей:
- Выявлять цели бизнеса;
- Оказывать содействие выработке стратегии для достижения цели организации;
- Создавать систему измерения результатов хозяйственной деятельности;
- Предоставлять инструментарий управления бизнесом;
- Предоставлять средства оценки слабых и сильных сторон предприятия, а также выявлять альтернативные стратегии.
Методы бизнес-планирования
Бизнес-планирование в организациях осуществляется при помощи оценки финансового положения, а также финансового анализа. Данные оценки проводятся для аналитического изучения развития ситуации, и в последующем для выработки оптимального управленческого решения, соответствующего конкретным условиям.
Бизнес-планирование проводится в несколько этапов:
- Разработка ключевых целей развития компании;
- Определение конкретных целей на данный временной период;
- Выявление путей и средств достижения поставленных целей;
- Осуществление контроля за реализацией целей при помощи сопоставления фактических и плановых показателей.
Методы бизнес-планирования – это важнейший инструмент разработчиков. В современной теории и практике присутствует богатый инструментарий, позволяющий решать множество различных вопросов.
Некоторая часть методов бизнес-планирования основана на экономико-математических моделях, другие же имеют слабое описание. Все методы могут использоваться как отдельно, так и в комплексе.
Основными методами планирования являются:
Балансовый метод, для которого характерно установление стоимостных и материально-вещественных пропорций в показателях. Как правило данный метод применяется в качестве уравновешивающих таблиц, которые содержат данные о наличии и источниках образования ресурсов и соответствующих потребностях в них. Он предназначен для проверки обоснованности расчетов, взаимосвязи показателей и разделов на разных стадиях планирования.
Опытно-статистический метод ориентирован на фактические результаты, достигнутые в прошлом, при экстраполяции которых можно определить план необходимого показателя.
Нормативный метод базируется на применении норм и нормативов расходов различных ресурсов для вычисления переменных величин. Данный метод широко применяется при обосновании количественной меры определенных заданий.
Экономико-математические модели и методы, сущность которых состоит в том, что с их помощью можно с меньшими временными и финансовыми затратами найти количественное выражение взаимосвязей сложных социально-экономических, технологических и иных процессов, опосредованных в показателях.
Применение программно-целевого метода в бизнес-планировании связано с решением крупных проблем в развитии на различных управленческих уровнях и состоит в формировании конечных целей развития и программ по их достижению.
Экспертный метод базируется на применении интуитивного и логического анализа как прямых, так и косвенных ассоциаций и аналогий, для него характерно привлечение экспертов в соответствующей области.
Проблемы и перспективы развития бизнес-планирования в России
Бизнес-планирование в России состоит из теории, методологии и практики, которые охватывают все особенности отечественного экономического климата. На сегодняшний день бизнес-план является главным документом при внутрифирменном планировании на предприятии.
Проблемы бизнес-планирования в российских компаниях определяются нижеперечисленными положениями:
- Организации осуществляют свою деятельность при непрерывном процессе развития, направление и скорость которого варьируются в зависимости от индивидуальных целей развития компании;
- Каждая организация вносит в подобный процесс собственный опыт в развитии;
- Компании взаимодействуют с деловой средой.
Перспективы развития бизнес-планирования на российских предприятиях состоят в следующем:
- В совершенствовании правовой базы разработки бизнес-планов;
- Увеличении числа компаний, занимающихся консалтинговой поддержкой бизнес-планирования;
- Повышении профессионализма в области бизнес-планирования, для этого требуется организация подготовки высококвалифицированных кадров;
- Использовании и повышении популярности применения компьютерных программ в процессе бизнес-планирования.