Процесс бизнес-планирования
При составлении бизнес-плана предприятию требуется собрать обширный набор информации, отражающей большой круг вопросов. По мере развития бизнеса объемы такой информации все увеличиваются.
В таких условиях организации целесообразно иметь несколько видов одного бизнес-плана:
- Официальный бизнес-план, который является кратким изложением прошлого, текущего и будущего положения бизнеса и предназначен для перспективных партнеров, инвесторов, руководителей и акционеров. Такой бизнес-план как правило содержит три вида расчетов: реальный, пессимистический и оптимистический.
- Рабочий бизнес-план, предназначенный для первых лиц компании, консультантов и разработчиков. В нем сосредоточен весь рабочий материал. При помощи такого бизнес-плана можно понять степень важности официального плана, определить порядок действий до того, как начнется практическая реализация, рассмотреть детально все возможные варианты разрешения возникающих проблем, распознать заранее и оценить внутренний и внешний риски, осуществлять тщательный контроль состояния дел, при учете постоянных изменений внешней и внутренней среды.
Также рабочий бизнес-план выступает справочником в процессе модернизации официального бизнес-плана.
Ключевой момент бизнес-планирования – это оценка инициатором проекта таких аспектов:
- Возможностей и необходимости выпуска определенного объема продукции;
- Потенциальных потребителей;
- Уровня конкурентоспособности реализуемых продуктов на внутренних и внешних рынках;
- Своего рыночного сегмента;
- Показателей коммерческой эффективности, региональной и бюджетной;
- Показателей достаточности капитала и возможных источников привлечения средств.
Бизнес-план является изложением системы доказательств, которые убеждают инвесторов в выгодности рассматриваемого бизнес-проекта, определением степени жизнеспособности и устойчивости предприятия в будущем, позволяет предвидеть риски предпринимательской деятельности, конкретизировать перспективы бизнеса в системе качественных и количественных показателей, развивать перспективный взгляд на компанию.
Самыми распространенными областями бизнес-планирования на сегодняшний день в России являются создание новых бизнес-линий и разработка бизнес-планов финансово-экономического характера со специальным назначением.
Этапы разработки бизнес-плана
Разработка бизнес-плана осуществляется в четыре этапа.
На первом этапе (подготовительном) определяются цели создания плана, его предназначение, сроки реализации, ответственные исполнители, необходимые специалисты, бюджет и график работы. Подготовительная стадия может быть разделена на несколько шагов:
- Определение целей составления бизнес-плана;
- Установление источников информации;
- Определение целевой аудитории;
- Разработка общей структуры бизнес-плана.
На втором этапе осуществляется разработка бизнес-плана по каждому разделу и их обобщение в единое целое. В данном этапе также можно выделить несколько шагов:
- Анализ информации;
- Написание бизнес-плана.
До составления бизнес-плана необходимо собрать все данные по проекту для того, чтобы заранее оценить жизнеспособность предлагаемой концепции. Написание бизнес-плана происходит при участии исполнителей проекта, поскольку предпринимателю необходимо иметь полное представление о различных сильных и слабых сторонах деятельности.
На третьем этапе происходит обсуждение бизнес-плана, когда руководство, ведущие специалисты предприятия, консультанты из сторонних организаций исследуют и обобщаются все замечания по каждому разделу и подготавливают аргументированное заключение. Затем бизнес-план при необходимости дорабатывается, повторно обсуждается и принимается соответствующее решение относительно его выполнения.
На четвертом этапе (заключительном) выполняется окончательная редакция бизнес-плана, он утверждается руководством и передается всем заинтересованным лицам и организациям.
Основные составляющие бизнес-плана
Обычно бизнес-план состоит из 40-50 страниц, а на его разработку требуется 250-300 часов. На сегодняшний день не существует конкретных методик по составлению бизнес плана, при этом в соответствии с международными стандартами в структуре бизнес-плана должны содержаться следующие основные разделы:
- Резюме, которое располагается в начале документа, кратко отражает основные идеи и параметры бизнес-плана. Написание резюме происходит в последнюю очередь.
- Титульный лист, содержащий наименование компании, сроки бизнес-плана, информацию о составителях, контактные данные предприятия, дату составления плана.
- Меморандум о конфиденциальности, который предназначен для защиты авторских прав разработчиков, он может содержать запрет на создание копий бизнес-плана, на его передачу третьим лицам.
- Цель предлагаемого направления. Данный раздел включает описание той продукции, которую компания предполагает продавать, примерную оценку ее стоимости, оценку затрат, требуемых для производства продукции, примерный уровень прибыли и др.
- Анализ рынка сбыта и его оценка. В данном разделе описываются потребители продукции, размеры рынка, возможные пути его развития, проводится оценка конкурентов, оценка собственных слабых и сальных сторон.
- Маркетинговый план. Задача маркетинга состоит в определении потребительских качеств продукции и определении способов ее преподнесения потребителям. В данном разделе описываются пути реализации товаров, способы установления цен, методы организации рекламной кампании, пути достижения постоянного увеличения продаж и т.д.
- План производства содержит описание всех производственных и других рабочих процессов.
- Организационный план включает перечень организационных связей с партнерами, в нем обосновывается организация производственной деятельности.
- Финансовый раздел бизнес-плана содержит стоимостное выражение всех материалов из предыдущих частей.
- Приложения содержат все документы, которые не относятся к предмету планирования, но на которые ссылаются в разделах плана.