Краткие биографические данные
Жан-Батист Ламарк родился $1$ августа $1744$ года в небольшом городке Базантен. В его семье большинство мужчин были военными. Но карьера военного требовала в то время больших расходов. Поэтому Жана-Батиста готовили для дальнейшей карьеры на церковном поприще. В возрасте $16$ лет Ламарк ушел добровольцем на войну (Семилетняя война), где проявил храбрость и дослужился до офицерского звания. В $24$ года он оставляет военную службу и приезжает в Париж, чтобы изучать медицину и естественные науки. Он приветствовал французскую революцию $1789 – 1794$ гг. По его предложению, Королевский ботанический сад был превращен в Музей естественной истории. Ламарк возглавил в нем кафедру зоологии. Именно Ламарк ввел термин «биология», который сейчас стал общепринятым.
В $1820$ году Ламарк полностью потерял зрение и диктовал свои труды дочери. Умер выдающийся ученый и мыслитель в бедности, в $1829$ году. Какое же научное наследие оставил потомкам Жан-Батист Ламарк?
Учение Ж.-Б. Ламарка
В $XVIII – XIX$ веках в Европе происходит коренная ломка социально-экономических отношений. Социальные революции сопровождаются промышленным переворотом, бурным развитие науки. На смену устаревшим научным взглядам приходят новые теории.
Ламарк первым создал учение об эволюции живых организмов. В своем труде "Философия зоологии" он разработал основы естественной системы животных и впервые обосновывал целостную теорию эволюции живой природы.
В ходе своих исследований по систематике, Ламарк пришел к выводу о существовании незаметных, постепенных переходов между видами. Живую природу ученый представлял в виде рядов постоянно изменяющихся особей, которые человек только в своем воображении объединяет в виды. Отбросив метафизическую идею стабильности видов (прогрессивная идея), Ламарк стал отрицать и сам факт наличия видов в природе. Это было его ошибкой.
Но все же в конце концов Ламарк пришел к правильному выводу: виды объективно существуют в природе, но не вечно, а на протяжении определенных промежутков времени. Другими словами, виды относительно стабильны.
Ж.-Б. Ламарк полагал, что живые организмы следует размещать в системе в виде ступеней, отражая, тем самым, исторический путь развития живой природы от низкоорганизованных форм жизни (простейших) до высокоорганизованных (например, птиц и млекопитающих).
Он разделил всех животных на $2$ группы:
- позвоночные,
- беспозвоночные,
и объединил их в $14$ классов, разместив на шести ступенях. Каждая следующая ступень отличалась от предыдущей более сложным строением основных систем органов.
Усложнение организации живых организмов от низшей ступени к высшей Ламарк назвал градацией.
Градация верно отражает путь развития живой природы от простого к сложному, от низшего к высшему. Именно в этом состоит большая заслуга выдающегося ученого и мыслителя.
Причины градаций
Размышляя над движущими силами эволюции, Ламарк пришел к выводу, что причиной градаций является свойственное всем живым существам внутреннее стремление к усложнению и усовершенствованию своей организации. Это качество – внутреннее стремление к прогрессу, по мнению ученого, заложено в живых организмах с момента возникновения живой природы. Это предположение Ламарка является идеалистическим.
Второй движущей силой эволюции Ламарк назвал влияние внешней среды. В результате этого влияния в пределах одной и той же ступени организации образуются различные виды, которые приспособлены к условиям жизни в окружающей среде.
По мнению Ламарка, любое изменение окружающей среды вызывает в организмах только лишь полезные изменения качеств и свойств, которые передаются по наследству, как врожденные качества.
Оценка учения Ж.-Б. Ламарка
Ламарк – творец первого учения о эволюции в органическом мире. Он первым применил такие термины, как «родство», «родственные связи» для обозначения общности происхождения живых организмов.
Ламарк верно представлял общую картину исторического развития живой природы. Но вот вопросы о движущих силах эволюции он решил неправильно. Причиной послужили господствующее в то время идеалистическое мировоззрение и относительно низкий уровень развития биологических знаний. Но это ни в коей мере не умаляет гениальной прозорливости великого ученого.