Лесная энтомология

Предмет лесной энтомологии

Лесная энтомология – это область знаний, которая изучает образ жизни и систему развития насекомых, обитающих в лесу и находящихся в тесной взаимосвязи с древесными породами растений.

Также лесная энтомология изучает энтомофагов и болезни лесных насекомых, комплекс технических средств, позволяющих осуществлять борьбу с вредителями.

Насекомые повреждают растительность не только в лесах, но и в искусственных посадках, парках, питомниках. В этих экосистемах достаточно много различных видов вредителей. Их экология и биология очень часто отличается от лесных обитателей. Но они также входят в группу объектов для изучения лесной энтомологии, что значительно расширяет ее методологический аппарат.

Задачи лесной энтомологии

Лесная энтомология ставит перед собой задачу осуществления интегрированной заботы о растительном сообществе.

Интегрированная защита растений – это система борьбы с вредоносными организмами, которая учитывает пороги их вредоносности и использует природные ограничивающие факторы, а также методы, соответствующие экономическим, токсическим, экономическим требованиям.

Лесная энтомология ставит перед собой задачу научной разработки методов эффективной борьбы с вредными лесными насекомыми. Считается, что та наука возникла как система неотложных знаний, направленных на решение нужд лесного хозяйства и является основой развития защиты леса от различных болезней.

Защита леса является основной частью системы лесного хозяйства и является самостоятельным целостным учением о методах, технике, организации борьбы с вредителями леса, в частности насекомыми.

Роль системы защиты леса с каждым днем становится все более значимой и в настоящее время она является самой перспективной областью вопросов охраны природы и рационального природопользования, заслуживающих пристального внимания и всесторонней разработки.

«Лесная энтомология» 👇

Изучение лесной энтомологии важно еще и потому, что значение леса, как экосистемы биосферы также велико. Лес позволяет преодолеть процесс непрерывного увеличения углекислоты внутри атмосферы, загрязнения воздуха и воды, почвы различными отходами и ядохимикатами. Собственные уникальные функции в атмосфере могут выполнить только здоровые, спелые, высокопроизводительные леса. Вырастить и сохранить их это достаточно сложная задача.

На протяжении всей жизни леса терпят воздействие многочисленных отрицательных факторов, среди которых насекомые являются одним из наиболее отрицательных и сильнодействующих факторов. Поэтому защита их от вредных организмов становится одной из наиболее актуальных задач лесного хозяйства.

Связь лесной энтомологии с другими науками

Энтомология имеет многогранные связи с другими науками, такими как:

• химия;
  • дендрология;
  • в некоторых случаях – техника и механика.

Также лесная энтомология применяет знания из сферы экологии и общей биологии. Имеется ввиду, что насекомые являются компонентом лесного сообщества и целесообразно знать закономерности их жизненных циклов, а также систему развития природной экосистемы, к которой они находятся. Для выявления очагов вредителей лесная энтомология использует целый ряд методов:

• таксационная техника;
  • методика отслеживания популяций.

Существует также тесная связь между лесной энтомологией, дендрологией, ботаникой. Кроме того, целесообразно исследовать состояние дерева, применяя знания физиологии и анатомии растений. Прежде чем изучать строение насекомых, необходимо иметь представление о клетках и тканях животного, знать место насекомых в общей системе животного мира, т. е. быть знакомым с зоологией.

Дендрология — это раздел ботаники, предметом изучения которого являются древесные растения, имеющие различные особенности существования.

Факты из истории развития лесной энтомологии

Лесная энтомология имеет достаточно богатую историю развития, в нашей стране она связана, прежде всего, с именами таких ученых, как Н.А. Холодковский и И.Я. Шевырев. Холодковский создал первый курс научной энтомологии и составил обоснованные исследования по изучению сложнейшего биологического цикла хермесов и короедов. Также он проводил многочисленные исследования по анатомии насекомых. Он оказал большое влияние на многих энтомологов и «воспитал» целое поколение энтомологов и лесоводов.

Первые сообщения о повреждениях леса и деятельности по сокращению численности насекомых – вредителей появились в 19 веке. Большинство информации было опубликовано в «Лесном журнале», который на тот момент стал уникальным сбором сведений по лесной энтомологии. Позднее вышло двухтомное руководство «О вредных насекомых», которое стало первой сводкой о вредителях леса. В 1882—1883 годах было издано трехтомное сочинение Фёдора Петровича Кеппена, в котором автором обобщались материалы по насекомым-вредителям лесов России. В дальнейшем стали появляться подобные работы, которые обогащали знаниями лесную энтомологию.

Также И.Я. Шевырев способствовал возникновению выдающегося сообщества энтомологов, которые работали в Бюро энтомологии департамента земледелия России. Все полученные сведения в результате работы Бюро заложили фундамент для разработки научной основы защиты леса от насекомых вредителей, сокращающих численность деревьев леса.

Все работы данного ученого были ценны еще и тем, что находили ответы на наиболее злободневные вопросы, касающиеся защиты леса. Особенно ценны его исследования по биологии короедов, вредителей лесов степных зон и очень качественно выполненные рисунки, содержательные описания паразитов деревьев и группы сверхпаразитов, которые наносили непоправимый вред лесному сообществу.

Таким образом, лесная энтомология является комплексной системой знаний, которая решает многие фундаментальные научные и прикладные задачи. Ее актуальность в современной действительности обусловлена развитием экологической науки и стремлением мирового сообщества сохранить крупные биоценозы в максимально оптимальном виде.

Дата последнего обновления статьи: 31.03.2024