Человек - существо бинарное, имеющее двойственную природу - является существом биологическим и является существом социальным. Эта двойственность порождает много дискуссионных вопросов, рассматриваемых в научных трудах – монографиях, диссертациях, рефератах – по философии.
Как биологическое существо, он принадлежит к биологическому виду Homo Sapiens. Этот вид характеризуется рядом видовых признаков:
- продолжительность жизни;
- принадлежность к полу;
- принадлежность к расе;
- детородный возраст женщины;
- наследственность - есть определенные врожденные особенности, задатки, которые реализуются лишь в обществе.
Уникальность набора генов каждого человека обусловливают его неповторимость, уникальность. А принадлежность всех людей. представителей всех рас, народов к одному виду является биологической основой равенства всех людей в правах, которые называются правами человека, то есть правами, которые имеет каждый человек.
Все задатки человека, особенности закладываются биологически, но формируются только в условиях социума. Человек обладает способностью усваивать язык - но усваивает ее только в обществе. Рука человека приспособлена к разнообразной деятельности - но учатся видам деятельности в обществе. Человек есть целостное единство биологического и социального уровней, интегрального единства, которая приводит к формированию человеческой личности.
Борьба биологического и социального
Человек выступает как единство и борьба противоположностей - биологического и социального. Новорожденный человек имеет все анатомо-физиологические признаки человека. Но если у животных существуют генетически определенные программы поведения, образ жизни, то человек усваивает эту программу только в обществе, через усвоение культуры. Если ребенок не усвоит ее в раннем возрасте из-за оторванности от человеческого общества, то он уже никогда не станет человеком. Преобразование биологического в социальное происходит в процессе социализации, то есть в процессе освоения всего поля культуры. Это приводит к изменениям в способе проявления у человека ее видовых признаков. Например, наследственные болезни люди научились лечить благодаря развитию науки, производства, медицины.
В зависимости от природных задатков, а также социальных предпочтений - политических, экономических, религиозных, нравственных, эстетических и т.д. человек формирует свою социальную сущность через следующие факторы:
- Через телосложение и внешность,
- Через здоровье,
- Через свое духовное состояние.
То есть человек активно воздействует на свое собственное становление как личности, а не выступает пассивным материалом для общества. Человек выступает как существо социальное. Специфически человеческим способом отношения к миру выступает деятельность. Это процесс, в ходе которого человек творчески преобразуя природу, делает тем самым себя деятельным субъектом, а природу - объектом своей деятельности.
Собственно материально-преобразующий, предметной деятельности - труда - человек обязан своим становлением, развитием человеческих качеств. Осознание себя как субъекта в своих действиях является значимым том, что в этот момент осознаем, что это действуем собственно мы. Через свое действие осознаем свое бытие, связываем его с бытием других людей и бытием мира в целом. Бытие имеет разные формы, разные слои. Все они потенциально доступные человеку, а актуализируются в процессе ее деятельности. Общее между человеком и животным - биологические потребности.
Потребности - это особое состояние открытой системы - животного, человека, который характеризует противоречие между необходимостью существования и внутренними возможностями этой системы для обеспечения ее существования.
Но удовлетворения потребностей у человека и животных происходит разными способами. Животное удовлетворяет потребности непосредственно, человек - опосредованно. Здесь надо обратить внимание на ингибирование (способность человека сдерживать удовлетворения естественных инстинктов для того, чтобы удовлетворить их в будущем в соответствующих, определенных культурой формах и условиях).
Ряд ученых признает большую роль ингибирования в процессе антропосоциогенеза. Процесс жизнедеятельности - это удовольствие и воспроизведения нужд. Человек в процессе жизнедеятельности не только удовлетворяет, воспроизводит потребности, но и развивает новые. Именно социальные нужды и интересы определяют социальную сущность человека как социального существа.
Социальная сущность человека
Социальная сущность человека первого порядка
Человеческая жизнедеятельность, в каких бы формах она не проявлялась, представляет собой процесс удовлетворения, воспроизводства, порождение новых потребностей, которые осуществляются на основе активного, деятельного отношения человека к условиям своего существования. Но такое понимание сущности человека недостаточно для раскрытия специфики ее жизнедеятельности, принципиально отличной от жизнедеятельности животных. Здесь остается без внимания и основа, которая обусловила выход человека из животного мира, весь процесс ее существования и развития - труд.
Социальная сущность человека второго порядка
Жизнедеятельность человека есть непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которой осуществляется на основе материального производства, в котором производство орудий труда становится особой необходимости. Человеческое начало надо видеть в том, что именно производство и совершенствование орудий труда становятся особой социальной потребностью.
Работа, как уже подчеркивалось, становится главным условием бытия человека. Это значит, что специфически человеческим способом жизнедеятельности является материальное производство. Оно развивается в направлении изготовления новых, все более совершенных орудий для лучшего удовлетворения жизненных потребностей, облегчения труда, роста их производительности. В процессе материального производства человек, воздействуя на природу и превращая ее, создает мир очеловеченной природы. Труд выступает как способ создания средств удовлетворения потребностей и как предпосылка возникновения новых. Социальная сущность человека второго порядка осуществляется в диалектике потребностей в орудиях труда и трудовой деятельности.
Социальная сущность человека третьего порядка
Жизнедеятельность человека является непрерывным процессом удовлетворения, воспроизводства и порождение новых потребностей, которые осуществляются в системе общественных отношений, воспроизведение которых становится особой социальной потребностью. Этот уровень сущности человека реализуется в диалектике потребностей в производстве и воспроизводстве общественных отношений и деятельности по их воспроизведению.
Материальное производство люди могут осуществлять только совместно, вступая в качественно новое по сравнению с животным общение между собой и с природой. Под общением понимаются все общественные отношения, в которые вступают люди - политические, экономические, личные и т.д. Орудием общения выступает язык как система закодированного знания.
Социальная сущность человека четвертого порядка
Жизнедеятельность человека является процессом сознательной, целесообразной, целенаправленной деятельности, связанной с познанием и преобразованием мира для обеспечения удовлетворения потребностей, процесс, в котором воспроизведения и производство новых целей становятся особой социальной потребностью. Коротко можно сказать, что это - потребность в целеполагании. Человек как существо, наделенное разумом, прежде чем сделать, ставит перед собой цель и ищет пути ее достижения.
Социальная сущность пятого порядка
Жизнедеятельность человека представляет собой процесс свободной, творческой, преобразующей деятельности, направленной на окружающий мир и самого человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития и осуществляется в диалектике потребности в свободе и творческой деятельности по реализации этой свободы и ее воспроизводству потребность в свободе. Эта потребность является интегративной.