Веб-сайт как инструмент формирования имиджа библиотеки
Существование современной библиотеки интегрировано в коммуникативное пространство, неотъемлемой частью которого является виртуальная среда. Функционирование библиотеки в пространстве Интернета призвано решить следующие задачи:
- Расширение возможностей презентации библиотеки в медийном пространстве региона.
- Полноценное информирование пользователей о предоставляемых продуктах и услугах.
- Расширение ассортимента предоставляемых услуг и информационных ресурсов за счет использования электронных документов, сервисов их удаленной доставки, а также виртуальных справок.
- Развитие электронного каталога и полнотекстовых баз данных в Интернете.
- Получение обратной связи о ют пользователей о деятельности библиотеки.
- Повышение статуса библиотеки в пространстве Интернета.
- Трансляция позитивного инновационного опыта деятельности.
- Развитие форм кооперации с другими библиотечными учреждениями.
Основной формой официальной презентации библиотеки в пространстве Интернета является веб-сайт, который представляет собой несколько объединенных между собой страниц, созданных с помощью специальных кодов, позволяющих просматривать их через стандартные браузеры.
Веб-сайт как виртуальный информационный ресурс имеет комплексный характер, представляя разные аспекты деятельности библиотеки. Структура сайта обычно включает в себя следующие разделы:
- Главная страница, содержащая общую информацию о библиотеке, ее деятельности, профиле и иные сведения общего характера.
- Структура библиотеки – раздел, посвященный большим региональным библиотекам, а также централизованным системам, которые имеют филиалы и отделы.
- Услуги библиотеки – раздел, содержащий сведения, касающиеся предоставляемых библиотекой услуг библиотечно-библиографической характера, а также иных услуг (информационных, справочных, копировальных и других).
- Издания библиотеки содержат перечень документов или ссылки на электронные издания, выпускаемые библиотекой по определенным темам и направлениям работы (календари, альманахи, пособия и проч.).
- Мероприятия – это раздел, содержащий информацию о массовых формах работы, реализуемых библиотекой. Также в этот раздел может включаться анонс предстоящих мероприятий и встреч.
- Электронные ресурсы включают ссылки для доступа к электронному каталогу и другим базам данных в электронном формате.
Ведение сайта, поддержание его в актуальном состоянии предполагает своевременное обновление информации, пополнение баз данных, развитие форм интерактивного взаимодействия с читателями.
Социальные сети как средство формирования библиотечного имиджа
Не все библиотеки имеют возможность создать сайт и поддерживать его в рабочем состоянии, поэтому альтернативой презентации в пространстве Интернета становятся социальные сети, в которых библиотеки заводят профессиональные или корпоративные аккаунты.
Страница библиотеки в социальной сети – это индивидуальный профиль организации, создаваемый на базе какой-либо коммуникационной сети в Интернете для общения с пользователями и презентации своих продуктов и услуг.
Социальные сети в отличие от сайта являются менее формальными способами самопрезентации библиотеки в социальной сети. Одновременно с этим социальные сети предоставляют возможность для эффективного продвижение библиотеки как информационного учреждения и культурного центра, поиска новых пользователей, размещения актуальной информации о деятельности.
В социальных сетях библиотеки обычно размещают следующие типы информации:
- Анонсы мероприятий, а также пост-релиз по итогу их проведения.
- Информационные посты о новинках литературы, поступивших в библиотеку.
- Информацию о днях рождения писателей, деятелей культуры и искусства.
- Ссылки на буктрейлеры, виртуальные выставки книг, презентации, интересные статьи и другие информационные ресурсы.
- Тематические обзоры литературы.
Страницы в социальных сетях, которые ведут библиотеки, позволяют проводить виртуальные голосования, опросы пользователей, а также организовывать дистанционные конкурсы, викторины, розыгрыши призов, что является востребованной формой взаимодействия с аудиторией (подписчиками) в современном дискурсе социальных сетей.
Используя веб-сайт и социальные сети в своей работе, библиотеки формируют свой имидж, а именно:
- Позиционируют себя как современные, технологичные учреждения, владеющие коммуникативными технологиями.
- Представляют широкой аудитории значимость своей профессиональной деятельности.
- Знакомят пользователей с культурой и историей страны и региона через книгу.
Таким образом, вовлечение библиотек в активное использование современных интернет-сервисов коммуникации способствует развитию их деятельности и повышению эффективности работы.