Особенности работы библиотеки с читателями младшего возраста
Специфика обслуживания маленьких читателей – детей младшего возраста – заключается в том, что их читательские интересы и способности находятся в стадии формирования.
Ребенок-дошкольник проходит интенсивный путь речевого развития, овладевая родным языком. Овладение чтением - следующий этап речевой деятельности, который связан с обучением грамоте. Этот процесс сопровождается не только знакомством с буквами, правилами чтения и письма, но и с познанием произведений литературы и их специфики.
Первые произведения, с которыми сталкивается ребенок, - фольклорные тексты: колыбельные песни, пестушки, потешки, сказки. В дальнейшем в круг чтения дошкольника входят литературные сказки и детские стихи, драматические произведения. Первоначально ребенок знакомится с этими произведениями в исполнении старших: родителей и родственников, педагогов в детском саду. Не секрет, что яркое, экспрессивное исполнение литературных произведений привлекает дошкольника, вызывает в нем интерес и эмоциональный отклик, пробуждает интерес к чтению. Дети запоминают содержание сказок и стихов, копируют интонации взрослых, стараются подражать им в манере исполнения.
В силу специфики возраста дошкольники обладают наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением, поэтому познание действительности у них происходит с опорой на деятельность с предметами, а также на эмоционально-образные формы: иллюстрации, фотографии, видеоряд. Особенности мышления и восприятия дошкольника, которое носит избирательный, неустойчивый характер, определяют и специфику работы с ним в библиотеке.
Таким образом, библиотечное обслуживание дошкольника строится на формах наглядной презентации произведений, применении интерактивных форм взаимодействия, которые позволяют детям включиться в процесс работы с литературным текстом.
Театральное представление как метод работы с юным читателем
Востребованной формой работы с дошкольниками является театральное представление, которое представляет собой сценическое воплощение литературного текста.
Основным критерием, отличающим театрализованное мероприятие от традиционного, становится творческий подход и использование инновационных форм презентации содержания: игровых, визуальных, театрализованных, что содействует развитию интереса и формированию положительного отношения к книге и чтению.
Театральное представление в библиотеке может происходить в разных форматах:
- Кукольный спектакль с участием библиотекарей или актеров.
- Театральная постановка с участием актеров.
- Инсценированное чтение какого-либо произведения, где чтец предстает в образе персонала книги или автора.
- Литературный костюмированный вечер, посвященный определенной теме: русские народные сказки, сказки зарубежных писателей, детские поэты и их творчество.
- Парад литературных героев, который представляет собой костюмированную презентацию – знакомство с героями и сюжетами детских произведений.
Выбор конкретной формы работы с юными читателями зависит от характера литературного материала, возможностей библиотеки, наличия реквизита и актерских навыков персонала.
Преимущества театральных представлений в библиотеке как формы работы с дошкольниками определяются их роль в развитии читательских интересов и потребностей ребенка:
- Театрализованные представления вызывают интерес и эмоциональный отклик зрителей.
- Инсценировки способствуют погружению детей в атмосферу литературных произведений, делая их наглядными, понятными, близкими и доступными.
- Театральные представления способствуют развитию навыков интерпретации произведения, его замысла и идеи, помогают научиться характеризовать героев, их поступки и речь.
- Театрализованные формы развивают внимание, творческое и образное мышление, помогают поддерживать интерес к чтению, расширяют кругозор.
Театральные представления в библиотеке отличается от постановок на сцене театра. Цель их не только эстетическая, они призваны совершенствовать читательские представления и навыки восприятия текста наряду с развитием художественного вкуса. Кроме этого, этот интерактивный формат работы позволяет детям включиться в процесс осмысления произведения через участие в постановках и инсценировках.
С целью развития навыков выразительного чтения, артистических способностей при библиотеках организуются театральные кружки и студии, в которых дети осваивают азы сценической речи и движения, учатся выступать на публике, представлять образ на сцене. В конечном итоге это способствует личностному росту, саморазвитию и формированию навыков интерпретации произведений.
Методы и приемы театральной деятельности в библиотеке
В процессе организации театральных представлений, к участию в которых привлекаются дети, используются различные виды игровой, театральной деятельности, реализуемые через систему методов:
- Метод ролевого действия, в рамках которого осуществляются речевые действия, происходит восприятие коммуникативных действий партнера (актера), их анализ, интерпретация
- Этюдный метод, суть которого заключается в творческом исследовании, телесном и эмоциональном «переживании» события в рамках спектакля.
- Метод историко-культурных параллелей, заключающийся в поиске и обосновании исторических, культурных параллелей, лежащих в основе инсценируемого произведения.
- Метод развития техники и культуры речи, который реализуется через приемы работы над дикцией и произношением, речевым дыханием, паузами, техникой выразительного чтения, орфоэпическими и лексико-грамматическими нормами языка.
- Метод тренинга, способствующий развитию психических процессов и навыков практического действия в нужной сфере.
- Метод рефлексии деятельности и ее результатов.
Таким образом, театральное представление как метод работы с юным читателем относится к инновационным формам библиотечной массовой работы, которые стимулируют познавательную активность детей, формируют мотивацию к чтению и способствуют погружению участников в атмосферу творческого чтения.