Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания
Чтение представляет собой сложный вид речевой и общественной деятельности, которая разнообразна по своим мотивам, целям, содержанию и иным характеристикам. Попытки классифицировать чтение с позиции читательской потребности в книгах того или иного рода приводят к выделению двух категорий читательских интересов:
- Профессиональное (деловое) чтение, которое является необходимым с точки зрения развития профессиональных компетенций читателя.
- Досуговое чтение, выполняющее преимущественно развлекательную и рекреационную функции и являющееся средством библиотерапии.
Применительно к педагогике чтения и изучению вопросов мотивации подростков к чтению перспективным является выделение двух типов чтения:
- Учебное чтение, которое чаще всего выступает как чтение обязательное, не мотивированное потребностями или интересами самого подростка.
- Досуговое и развлекательное чтение, мотивированное интересами ребенка и поэтому выступающее как свободное.
Противопоставление этих двух видов чтения зачастую определяет особенности читательского развития ребенка и формирует негативное отношение к обязательному чтению. Рассмотрим характерные особенности, присущие свободному и обязательному чтению подростка.
Обязательное чтение обладает следующими характеристиками:
- Мотив читательской деятельности находится вне мотивационной сферы подростка и принимается извне как учебное задание.
- Обязательное чтение осуществляется по заранее определенной программе, не предполагающей замену или альтернативу отдельным произведениям.
- Чтение носит обучающий характер, то есть, помимо собственно чтения, подростку необходимо выполнить ряд учебно-познавательных заданий к тексту: ответить на вопросы, пересказать текст, выполнить тестовое задание, написать сочинение и проч.
- В процессе чтения постоянно осуществляется контроль понимания и знания текста произведений.
В отличие от обязательного чтения, свободное чтение обладает следующими особенностями:
- Мотивировано интересами и потребностями самого подростка.
- Осуществляется спонтанно, в соответствии с индивидуальной траекторией читательского развития ребенка.
- Носит развлекательный, реже – познавательный характер.
- Не предполагает контроля со стороны родителей и педагогов.
С одной стороны, принципы, положенные в основу свободного чтения, делают его более привлекательным для подростков. С другой стороны, встает вопрос о влиянии такого чтения на личность и развитие ребенка, на становление его читательских интересов, а также на мотивацию к дальнейшему чтению.
Проблемы детского чтения и работа библиотек в сфере развития свободного и обязательного чтения в подростковой среде
Специалисты в области исследования детского и подросткового чтения отмечают парадоксальную картину на современном рынке книжной продукции для молодежи: при обилии и многообразии произведений во всех жанрах и стилях, зачастую выбор по-настоящему интересной для подростка книги ограничен. Таким образом, возникает ситуация несоответствия ожидаемого и желаемого свободного чтения подростка, когда в читательской среде существует запрос на литературу одного рода, а приходится довольствоваться существующими на рынке предложениями.
Специалисты подчеркивают примитивность современной детской и подростковой литературы, которая приводит к тому, что в результате взаимодействия с такого рода литературой подросток теряет потребность в общении с серьезной книгой. Таким образом, ни свободное, ни досуговое чтение на сегодня в полной мере не удовлетворяют запросов подростков в сфере чтения. Это, в свою очередь, ведет к спаду интереса к читательской деятельности как таковой.
В этой ситуации библиотека стоит перед проблемой развития у подростков интереса к свободному и обязательному чтению, поиску путей интеграции этих двух видов читательской деятельности в одну. Практика лучших детских и юношеских библиотек страны показывает, что существуют востребованные формы работы с подростками-читателями, помогающие привлечь их к чтению классики и программных произведений:
- «Громкие чтения» классических произведений в библиотеке.
- Флешмобы и акции в поддержку отдельных произведений школьной программы.
- Конкурсы рисунков, скетчей, буктрейлеров, посвященных классической книге.
- Литературные квесты по мотивам произведений русской и зарубежной классической литературы.
- Интеллектуальные игры на литературную тематику по мотивам знаменитых телевизионных игр («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»).
Одновременно библиотекари руководят свободным чтением подростков через знакомство с современными произведениями для детей и юношества:
- С помощью проведения выставок и библиографических обзоров новинок.
- Посредством презентаций новых книг.
- С помощью рекомендательных бесед на абонементе.
- Через проведение различных литературных часов, игр, викторин по произведениям современной подростковой литературы.
- Через социальную рекламу детской и подростковой книги с помощью буклетов, флаеров, листовок, плакатов и проч.
Таким образом, как показывает практика, между свободным и обязательным чтением в контексте воспитания будущего читателя не должно быть пропасти, поскольку оба вида чтения необходимы для полноценного становления читательских интересов и культуры чтения в целом.