Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания

Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания

Чтение представляет собой сложный вид речевой и общественной деятельности, которая разнообразна по своим мотивам, целям, содержанию и иным характеристикам. Попытки классифицировать чтение с позиции читательской потребности в книгах того или иного рода приводят к выделению двух категорий читательских интересов:

  1. Профессиональное (деловое) чтение, которое является необходимым с точки зрения развития профессиональных компетенций читателя.
  2. Досуговое чтение, выполняющее преимущественно развлекательную и рекреационную функции и являющееся средством библиотерапии.

Применительно к педагогике чтения и изучению вопросов мотивации подростков к чтению перспективным является выделение двух типов чтения:

  1. Учебное чтение, которое чаще всего выступает как чтение обязательное, не мотивированное потребностями или интересами самого подростка.
  2. Досуговое и развлекательное чтение, мотивированное интересами ребенка и поэтому выступающее как свободное.

Противопоставление этих двух видов чтения зачастую определяет особенности читательского развития ребенка и формирует негативное отношение к обязательному чтению. Рассмотрим характерные особенности, присущие свободному и обязательному чтению подростка.

Обязательное чтение обладает следующими характеристиками:

  1. Мотив читательской деятельности находится вне мотивационной сферы подростка и принимается извне как учебное задание.
  2. Обязательное чтение осуществляется по заранее определенной программе, не предполагающей замену или альтернативу отдельным произведениям.
  3. Чтение носит обучающий характер, то есть, помимо собственно чтения, подростку необходимо выполнить ряд учебно-познавательных заданий к тексту: ответить на вопросы, пересказать текст, выполнить тестовое задание, написать сочинение и проч.
  4. В процессе чтения постоянно осуществляется контроль понимания и знания текста произведений.

В отличие от обязательного чтения, свободное чтение обладает следующими особенностями:

  1. Мотивировано интересами и потребностями самого подростка.
  2. Осуществляется спонтанно, в соответствии с индивидуальной траекторией читательского развития ребенка.
  3. Носит развлекательный, реже – познавательный характер.
  4. Не предполагает контроля со стороны родителей и педагогов.
«Свободное и обязательное чтение школьников с позиции воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

С одной стороны, принципы, положенные в основу свободного чтения, делают его более привлекательным для подростков. С другой стороны, встает вопрос о влиянии такого чтения на личность и развитие ребенка, на становление его читательских интересов, а также на мотивацию к дальнейшему чтению.

Проблемы детского чтения и работа библиотек в сфере развития свободного и обязательного чтения в подростковой среде

Специалисты в области исследования детского и подросткового чтения отмечают парадоксальную картину на современном рынке книжной продукции для молодежи: при обилии и многообразии произведений во всех жанрах и стилях, зачастую выбор по-настоящему интересной для подростка книги ограничен. Таким образом, возникает ситуация несоответствия ожидаемого и желаемого свободного чтения подростка, когда в читательской среде существует запрос на литературу одного рода, а приходится довольствоваться существующими на рынке предложениями.

Специалисты подчеркивают примитивность современной детской и подростковой литературы, которая приводит к тому, что в результате взаимодействия с такого рода литературой подросток теряет потребность в общении с серьезной книгой. Таким образом, ни свободное, ни досуговое чтение на сегодня в полной мере не удовлетворяют запросов подростков в сфере чтения. Это, в свою очередь, ведет к спаду интереса к читательской деятельности как таковой.

В этой ситуации библиотека стоит перед проблемой развития у подростков интереса к свободному и обязательному чтению, поиску путей интеграции этих двух видов читательской деятельности в одну. Практика лучших детских и юношеских библиотек страны показывает, что существуют востребованные формы работы с подростками-читателями, помогающие привлечь их к чтению классики и программных произведений:

  1. «Громкие чтения» классических произведений в библиотеке.
  2. Флешмобы и акции в поддержку отдельных произведений школьной программы.
  3. Конкурсы рисунков, скетчей, буктрейлеров, посвященных классической книге.
  4. Литературные квесты по мотивам произведений русской и зарубежной классической литературы.
  5. Интеллектуальные игры на литературную тематику по мотивам знаменитых телевизионных игр («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы»).

Одновременно библиотекари руководят свободным чтением подростков через знакомство с современными произведениями для детей и юношества:

  1. С помощью проведения выставок и библиографических обзоров новинок.
  2. Посредством презентаций новых книг.
  3. С помощью рекомендательных бесед на абонементе.
  4. Через проведение различных литературных часов, игр, викторин по произведениям современной подростковой литературы.
  5. Через социальную рекламу детской и подростковой книги с помощью буклетов, флаеров, листовок, плакатов и проч.

Таким образом, как показывает практика, между свободным и обязательным чтением в контексте воспитания будущего читателя не должно быть пропасти, поскольку оба вида чтения необходимы для полноценного становления читательских интересов и культуры чтения в целом.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot