Информационные технологии в библиотеке: сущность, принципы и применение
Внедрение информационных технологий в библиотечную практику трансформировало привычные процессы деятельности библиотек, изменив способы поиска информации, ее представления, обеспечения доступа к информационным ресурсам, а также процессы пополнения и сохранения фондов.
Информационные технологии открыли перед библиотеками новые возможности в обслуживании читателей и остро поставили вопрос овладения всем спектром инструментов, обеспечивающих их эффективное использование.
Сущность термина «информационные технологии» заключается в их понимании как инструментов обеспечения информационных процессов с помощью использования современных компьютерных и телекоммуникационных средств.
Существование информационных технологий обусловлено следующими принципами:
- Интерактивный характер взаимодействия с пользователем: интерфейс современных поисковых систем ориентирован на активное взаимодействие с читателем, который оперативно получает обратную связь.
- Широкая системная и функциональная совместимость с разными типами устройств.
- Гибкость процессов, лежащих в основе поиска, обработки и презентации информации.
- Безопасность использования инструментов поиска необходимой информации.
- Простота и понятность для пользователя.
Информационные технологии в работе библиотеки находят самой широкое применение. В частности, они востребованы при организации следующих процессов:
- Учет библиотечных фондов, создание и продвижение поисковых систем автоматизированного характера (электронных каталогов и картотек).
- Продвижение библиотеки в медиапространстве через сайты, блоги, страницы в социальных сетях.
- Создание и выпуск рекламной, библиографической и иной продукции (закладки, буклеты, указатели, библиографические пособия).
- Автоматизация процессов регистрации и обслуживания пользователей на абонементе.
- Предоставление библиотечных услуг пользователям в удаленном режиме.
- Оцифровка документов для создания полнотекстовых баз данных.
- Автоматизация процессов комплектования фондов.
- Организация взаимодействия с другими библиотечными учреждениями и партнерскими организациями для улучшения работы.
Современные информационные технологии в библиотечном обслуживании читателей
Обслуживание пользователей с помощью информационных технологий включает несколько направлений:
- Информирование читателей о библиотеке, ее информационных ресурсах и проводимых мероприятиях через сайты и иные инструменты презентации библиотеки в пространстве сети Интернет.
- Предоставление доступа к электронному каталогу и поиску информации с помощью автоматизированных систем.
- Обеспечение доступа к полнотекстовым базам данных, а также цифровым коллекциям информационных ресурсов.
- Электронный абонемент, включающий возможности поиска, оформления заказа и электронной доставки документов.
- Библиографическое обслуживание пользователей в удаленном режиме через виртуальную справочную службу.
- Создание автоматизированных рабочих мест в библиотеке для читателей.
- Организация выставочной деятельности с использованием специального программного обеспечения.
Основным средством продвижения библиотеки в онлайн-среде является ее сайт, отражающий актуальные сведения о структуре библиотеки, ее фондах, направлениях работы и оказываемых услугах.
Большую роль в современном онлайн-пространстве играют социальные сети, где многие библиотеки имеют свои страницы, на которых размещаются сведения о предстоящих мероприятиях, новости из жизни библиотеки, происходит информирование о новинках, реклама библиотечных услуг, а также проводятся опросы, викторины, конкурсы и так далее.
Особое значение в продвижении ресурсов библиотеки играют электронные выставки, которые размещаются на сайте и в социальных сетях. Благодаря использованию интерактивных элементов оформления выставок, наличию гиперссылок, ведущих к информационным ресурсам библиотеки, пользователь получает возможность эффективность использовать представленные материалы.
Перспективным направлением работы является создание буктрейлеров – коротких видеороликов, посвященных обзору книг. Наглядный характер буктрейлера, новизна представления информации, отвечающая запросам современного читателя, делают его востребованной формой работы с подрастающим поколением, формирования у подростков и юношества интереса к книге и чтению.
Возможности обслуживания пользователей в удаленном режиме особенно актуальны в тех случаях, когда читатель в силу ограничений передвижения не может самостоятельно посещать библиотеку. Возможности электронного абонемента используются для работы с инвалидами, престарелыми людьми, а также пользователями, проживающими в отдаленных районах, где отсутствует стационарный пункт выдачи книг.
Информационные технологии делают процесс работы библиотеки более эффективным и социально значимым, обеспечивая пользователям быстрый и удобный доступ к ресурсам и информации.