Социальные медиа как тип коммуникации
Социальные медиа представляют собой вид массовой коммуникации, который реализуется с использованием Интернета и отличается от традиционных средств общения.
Под социальными медиа также можно понимать совокупность различных интернет-площадок, которые обеспечивают пользователям базу для коммуникации в онлайн-пространстве.
Социальные медиа предоставляют пользователям достаточно широкий круг возможностей для общения: обмен мнениями, опытом, организация делового и личного взаимодействия, распространение актуальной информации (новости, развлекательный контент), объединения на основе интересов и проч.
На сегодня социальные медиа включают обширный перечень веб-ресурсов, которые используются людьми по всему миру:
- Социальные сети, которых насчитывается более двадцати.
- Блоги и форумы, на которых пользователи общаются либо презентуют себя и свой опыт.
- Сайты знакомств.
- Веб-ресурсы, именуемые «вики», которые дают пользователю возможность изменять структуру и содержимое сайтов (к примеру, Википедия).
- Видео-хостинги – сайты для просмотра видеоресурсов и проч.
В настоящий момент социальные медиа являются наиболее востребованными формами взаимодействия, что делает их привлекательными для рекламной отрасли, маркетинга, менеджмента. Популярными являются такие сферы деятельности, как SMM-продвижение, SEO-оптимизация, а также блогерство, способствующие продвижению товаров, услуг, имиджа или достижений пользователя.
Социальные медиа в библиотеке
Библиотека является частью информационного пространства социума, поэтому активно включается в процессы, связанные с использованием инструментов социальных медиа.
Интернет давно вошел в сферу библиотечной практики. На сегодняшний день существуют электронные каталоги и базы данных, сетевые ресурсы, фонды пополняются цифровыми электронными документами, происходит оцифровка ресурсов на бумажных носителях и развивается электронная доставка документов.
При этом библиотеке необходимо привлечь читателей, информировать их о своих услугах и деятельности, что невозможно сделать без включения в среду социальной коммуникации, которая происходит в онлайн-пространстве.
Библиотека использует следующие социальные медиа для привлечения читателей в Интернете:
- Социальные сети, в которых библиотеки заводят корпоративный аккаунт.
- Сайты библиотек, которые отражают особенности организации, профиль деятельности, иные особенности библиотеки.
- Профессиональные сообщества и форумы, в которых библиотека может участвовать как представитель от сообщества.
- Видеоканалы, на которых может размещаться различный контент: новостной, информационный, развлекательный и проч.
Рассмотрим особенности использования социальных медиа в библиотеке.
Использование социальных медиа в деятельности библиотеки
Социальные сети – площадки, позволяющие библиотеке реализовать следующие цели:
- Информировать о себе и своей деятельности как можно большее число людей путем расширения подписок.
- Привлечь новых пользователей, которые ранее не были знакомы с библиотекой и ее деятельностью.
- Сообщать о новостях, акциях, проводимых в библиотеке мероприятиях с целью привлечения на них пользователей.
- Размещать виртуальные выставки, буктрейлеры, ссылки на сетевые ресурсы, которые могут быть востребованы пользователями.
- Проводить анкетирование, опросы, голосования для изучения читательских интересов.
- Организовывать конкурсы и викторины по типу конкурсов в социальных сетях (например, разместить фотографии с любимой книгой из библиотеки на своей странице под определенным хештэгом; поставить лайк под сообщением; сделать максимальное количество репостов сообщения и проч.).
- Консультировать пользователей, выполнять справки и оказывать иную информационную поддержку.
Преимущества социальных сетей состоят в том, том контент для них не требует специальной и длительной подготовки, быстро обновляется, привлекает большое количество пользователей.
Сайт является официальной веб-площадкой библиотеки, поэтому имеет четкую структуру и более формальное наполнение. Обычно на сайтах есть меню, включающее вкладки с информацией об истории и структуре библиотеки, составе ее фондов и профиле деятельности, проводимых мероприятиях и анонсах ближайших встреч с читателями. Также на сайтах размещается информация о персонале библиотеки, контакты, график работы, схема проезда и проч.
На сайтах многие библиотеки размещают электронные цифровые ресурсы: виртуальные выставки, презентации, библиографические обзоры, базы данных и проч.
Видеоканалы организованы по принципу социальных сетей: каждый пользователь имеет собственный аккаунт и возможность оформить подписку на каналы других пользователей. Специфика видеоканала состоит в том, что в нем преобладает визуальная информация. Основной контент видеоканала: видеоролики, видеовизитки, видеобзоры, видеолекции и проч. Библиотека, желающая продвигать свои услуги через видеоканалы, должна обладать соответствующим оборудованием, навыками видеосъемки и монтажа материала. Интересный формат работы с видеоканалами в библиотеке – проведение видеочтений: библиотекарь знакомит зрителей с книгой и затем читает ее или делает обзор ее содержания.
Использование социальных медиа в работе библиотеки необходимо, поскольку на сегодняшний день виртуальная коммуникация является значительной частью жизни людей, узнающих о культурных событиях и инициативах посредством социальных сетей, сайтов и блогов.