Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Скорочтение и его роль в формировании читательской культуры

Скорочтение и его роль в формировании читательской культуры

В последнее время все большую популярность в педагогике чтения набирают техники, которые связаны с интенсификацией процессов восприятия и понимания текстов. Они связываются с общим развитием личности, улучшением памяти и внимания, развитием быстроты реакции и улучшением продуктивности читательской деятельности. Речь идет о скорочтении как технике обучения быстрому и эффективному чтению и запоминанию прочитанного.

Скорочтение как термин имеет несколько значений.

Замечание 1

В наиболее общей трактовке скорочтение предстает как совокупность приемов, лежащих в основе навыков быстрого (свыше 300 слов в минуту) чтения теста с сохранением высоких показателей его понимания и запоминания.

Статья: Скорочтение и его роль в формировании читательской культуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Скорочтение относится к навыкам, которые базируются на идее интенсификации читательской деятельности, включающей, как и любой другой вид деятельности, три фазы:

  1. Мотивационно-целевую фазу.
  2. Операцональную фазу.
  3. Контрольную фазу.

Скорочтение предполагает изменение читательской деятельности на основной фазе – операциональной, связанной с техникой восприятия печатного текста, его усвоения и запоминания.

Технологии интенсификации процессов чтения, которые лежат в основе скорочтения можно условно разделить на несколько групп:

  1. Техники развития произвольного внимания и быстроты зрительной реакции на внешний (графический) стимул.
  2. Техники, связанные с расширением полей зрения и способностью воспринимать больший процент информации с помощью диагонального зрения.
  3. Техники улучшения восприятия текста за счет развития навыков целостного восприятия текстовой информации, отказа от побуквенного, пословного и пословного чтения.
  4. Техники сочетания различных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, смыслового) с целью их использования при восприятии различных текстов в зависимости от цели чтения.
«Скорочтение и его роль в формировании читательской культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Как отмечают педагоги скорочтения, занятия по овладению этой техникой позволяют достичь следующих результатов:

  1. Повышается скорость чтения за счет улучшения техники и восприятия большего количества слов (фрагментов текста) в единицу времени.
  2. Улучшается концентрация внимания читающего на воспринимаемом тексте.
  3. Стимулируется оперативная память, позволяющая запоминать больший процент информации их прочитанного текста.
  4. Развиваются навыки быстрой ориентации в тексте, поиске нужной информации.
  5. Тренируется периферийное зрение как основа для развития зрительной памяти, имеющей значение для развития навыков чтения.

Методические возможности скорочтения в развитии высших уровней читательской культуры личности

Регулярные тренировки и грамотно подобранная программа, действительно, позволяют овладеть техниками скорочтения, повысить скорость чтения и улучшить качество запоминаемой информации при быстром чтении. Однако специалисты отмечают, что скорочтение улучшает в основном техническую сторону читательской деятельности, повышая скорость протекания операций чтения. При этом глубинные процессы, связанные с пониманием и осмыслением прочитанного, остаются методической проблемой, требующей организации медленного, вдумчивого чтения, анализа и оценки воспринятой информации.

Для операциональной стороны читательской деятельности скорочтение играет важную роль, так как способствует повышению продуктивности чтения, увеличению его скорости и качества. В целом это положительно влияет на читательскую культуру личности, которая включает три компонента:

  1. Технические характеристики чтения (например, скорость, качество чтения).
  2. Содержание читательской деятельности (читательские интересы и предпочтения, степень их сформированности и осознанности, направленность читательской деятельности, ее избирательность).
  3. Понимание прочитанного как конечная цель чтения, связанная с извлечением из текста информации и ее последующей интерпретацией.

Нетрудно заметить, что развитие навыков скорочтения связано с первым (базовым) этапом в структуре читательской культуры. Скорочтение, повышая скорость и качество чтения, способствует развитию беглого и уверенного чтения, повышает веру читателя в свои силы, помогает читать быстро и не упускать из виду важную информацию в тексте.

Однако другие компоненты читательской культуры лишь опосредованно связаны со скорочтением, так как владение техникой быстрого чтения не является залогом развития навыков понимания информации, работы с текстом для выделения главных и второстепенных сведений, а также его интерпретации и вторичной переработки при пересказе. Для эффективного развития читательской культуры скорочтение необходимо сочетать с другими видами деятельности, которые способствуют развитию читательской культуры, например, с обсуждением прочитанного, его творческим осмыслением, включением в чтение игровых приемов, элементов визуализации, а также продуктивной речевой деятельности (сторителлинга, сочинительства).

Таким образом, скорочтение является полезной техникой для развития читательских навыков и повышения технических характеристик читательской деятельности, однако его значение нельзя преувеличивать, так как техника скорочтения не способна охватить все компоненты читательской культуры личности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot