Скорочтение и его роль в формировании читательской культуры
В последнее время все большую популярность в педагогике чтения набирают техники, которые связаны с интенсификацией процессов восприятия и понимания текстов. Они связываются с общим развитием личности, улучшением памяти и внимания, развитием быстроты реакции и улучшением продуктивности читательской деятельности. Речь идет о скорочтении как технике обучения быстрому и эффективному чтению и запоминанию прочитанного.
Скорочтение как термин имеет несколько значений.
В наиболее общей трактовке скорочтение предстает как совокупность приемов, лежащих в основе навыков быстрого (свыше 300 слов в минуту) чтения теста с сохранением высоких показателей его понимания и запоминания.
Скорочтение относится к навыкам, которые базируются на идее интенсификации читательской деятельности, включающей, как и любой другой вид деятельности, три фазы:
- Мотивационно-целевую фазу.
- Операцональную фазу.
- Контрольную фазу.
Скорочтение предполагает изменение читательской деятельности на основной фазе – операциональной, связанной с техникой восприятия печатного текста, его усвоения и запоминания.
Технологии интенсификации процессов чтения, которые лежат в основе скорочтения можно условно разделить на несколько групп:
- Техники развития произвольного внимания и быстроты зрительной реакции на внешний (графический) стимул.
- Техники, связанные с расширением полей зрения и способностью воспринимать больший процент информации с помощью диагонального зрения.
- Техники улучшения восприятия текста за счет развития навыков целостного восприятия текстовой информации, отказа от побуквенного, пословного и пословного чтения.
- Техники сочетания различных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, смыслового) с целью их использования при восприятии различных текстов в зависимости от цели чтения.
Как отмечают педагоги скорочтения, занятия по овладению этой техникой позволяют достичь следующих результатов:
- Повышается скорость чтения за счет улучшения техники и восприятия большего количества слов (фрагментов текста) в единицу времени.
- Улучшается концентрация внимания читающего на воспринимаемом тексте.
- Стимулируется оперативная память, позволяющая запоминать больший процент информации их прочитанного текста.
- Развиваются навыки быстрой ориентации в тексте, поиске нужной информации.
- Тренируется периферийное зрение как основа для развития зрительной памяти, имеющей значение для развития навыков чтения.
Методические возможности скорочтения в развитии высших уровней читательской культуры личности
Регулярные тренировки и грамотно подобранная программа, действительно, позволяют овладеть техниками скорочтения, повысить скорость чтения и улучшить качество запоминаемой информации при быстром чтении. Однако специалисты отмечают, что скорочтение улучшает в основном техническую сторону читательской деятельности, повышая скорость протекания операций чтения. При этом глубинные процессы, связанные с пониманием и осмыслением прочитанного, остаются методической проблемой, требующей организации медленного, вдумчивого чтения, анализа и оценки воспринятой информации.
Для операциональной стороны читательской деятельности скорочтение играет важную роль, так как способствует повышению продуктивности чтения, увеличению его скорости и качества. В целом это положительно влияет на читательскую культуру личности, которая включает три компонента:
- Технические характеристики чтения (например, скорость, качество чтения).
- Содержание читательской деятельности (читательские интересы и предпочтения, степень их сформированности и осознанности, направленность читательской деятельности, ее избирательность).
- Понимание прочитанного как конечная цель чтения, связанная с извлечением из текста информации и ее последующей интерпретацией.
Нетрудно заметить, что развитие навыков скорочтения связано с первым (базовым) этапом в структуре читательской культуры. Скорочтение, повышая скорость и качество чтения, способствует развитию беглого и уверенного чтения, повышает веру читателя в свои силы, помогает читать быстро и не упускать из виду важную информацию в тексте.
Однако другие компоненты читательской культуры лишь опосредованно связаны со скорочтением, так как владение техникой быстрого чтения не является залогом развития навыков понимания информации, работы с текстом для выделения главных и второстепенных сведений, а также его интерпретации и вторичной переработки при пересказе. Для эффективного развития читательской культуры скорочтение необходимо сочетать с другими видами деятельности, которые способствуют развитию читательской культуры, например, с обсуждением прочитанного, его творческим осмыслением, включением в чтение игровых приемов, элементов визуализации, а также продуктивной речевой деятельности (сторителлинга, сочинительства).
Таким образом, скорочтение является полезной техникой для развития читательских навыков и повышения технических характеристик читательской деятельности, однако его значение нельзя преувеличивать, так как техника скорочтения не способна охватить все компоненты читательской культуры личности.