Сельская библиотека как центр организации досуга детей и подростков
Роль библиотеки в культурной и информационной жизни села велика. Как правило, удаленность сельских поселений от крупных центров социальной жизни обусловливает относительное однообразие в культурно-досуговой сфере. Особенно страдают от этого представители подрастающего поколения, так как для детей и подростков организация досуга играет важную воспитательную роль, способствует социализации и развитию коммуникативных навыков.
Организация детского досуга имеет еще одну важную сторону, связанную с профилактикой девиаций. Действительно, неорганизованное времяпровождение детей и подростков может стать источником возникновения опасных для их здоровья и развития ситуаций, существенно увеличивает социальные риски, поэтому необходимо использовать ресурсы библиотеки как центра досуговой деятельности.
Анализ деятельности современных сельских библиотек показывает, что библиотека становится не просто местом хранения информационных ресурсов, но и многопрофильным центром организации культурной жизни на селе. В сферу действия библиотеки попадают различные категории, в том числе дети, их родители, сельская интеллигенция, люди старшего возраста.
Как центр организации детского и юношеского досуга библиотека выполняет ряд важных функций:
- Способствует распространению краеведческих и иных знаний среди подрастающего поколения.
- Формирует навыки работы с документами и информацией.
- Обеспечивает потребности в творческой деятельности и самореализации.
- Способствует интеграции молодежи на селе.
- Помогает школе и семье в обучении и воспитании подрастающего поколения.
Направления культурно-досуговой деятельности сельской библиотеки
Основными формами осуществления культурно-досуговой деятельности являются различные виды массовой работы. Они дифференцируются в зависимости от возраста юных читателей и целей специалистов. Так, направления деятельности библиотек по организации досуга детей можно описать по возрастным категориям пользователей:
- Для дошкольников на базе сельских библиотек действует театр сказок: библиотекари организуют кукольные постановки по мотивам народных сказок. Также проводятся такие мероприятия, как «День рождения книжки», мастер-классы по рисованию, лепке и конструированию, мероприятия в игровом формате, например, викторины, квесты, литературные праздники.
- Для школьников разных возрастов библиотекари организуют познавательные мероприятия: лекции, часы знаний, встречи с интересными людьми, заочные экскурсии. Также на базе библиотек действуют читательские творческие объединения: литературные клубы, кружки по интересам, художественные мастерские, ансамбли и любительские театры. Часто сельские библиотеки организуют для школьников встречи с представителями местных органов власти, специалистами разных отраслей (например, с медиками, психологами) в просветительских целях.
Востребованной и популярной формой работы в летнее время являются библиоканикулы, обеспечивающие занятость детей во время отдыха. В этот период библиотека стремится разнообразить досуг детей различными познавательными, творческими и развлекательными мероприятиями. Для детей проводят игры, презентации, киносеансы, викторины, эстафеты, конкурсы рисунков, мастер-классы, в том числе с участием приглашенных специалистов.
Интересной формой привлечения подростков в сельскую библиотеку является традиционная акция «Библионочь», предлагающая целый спектр мероприятий для разных категорий пользователей.
Популярной у молодежи формой досуга стали кружки и объединения на базе библиотек. Они могут быть разного характера: познавательные, творческие, развлекательные. Библиотека здесь выступает не просто площадкой для знакомства и общения, но и направляет деятельность юных читателей, организует их досуг в соответствии с определенным планом работы по приобщению подростков к чтению, искусству, культуре. Например, кружок «Народная кукла» не только знакомит с практикой создания народной игрушки, но через ее историю показывает своеобразие жизни наших предков, специфику их воззрений на мир и человека.
Для активного привлечения в библиотеку молодежи необходимо применять и те формы работы, которые отвечают запросам и потребностям современного поколения. Например, организовывать флешмобы, квесты, предлагать мастер-классы по созданию буктрейлеров, роликов, интерактивных плакатов с технологией дополненной реальности и тому подобное. Интерес к сфере современных технологий необходимо сочетать с традиционными видами работы. К примеру, предлагать вместо обычной выставки электронную, использовать презентации, вовлекать юных читателей в блогерскую информационную деятельность, ведение библиотечных сайтов и социальных сетей.
Все эти формы работы библиотеки с подрастающим поколением помогают организовать интересный и качественный досуг, сформировать в глазах молодежи имидж библиотеки как модной и востребованной части культурной жизни общества.