Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Руководитель библиотеки

Определение 1

Руководитель – это должностное лицо, осуществляющее управление библиотечными процессами, а также коллективом сотрудников библиотеки для планомерного и эффективного решения задач, стоящих перед библиотекой как социокультурным учреждением.

Современное представление о руководителе библиотеки складывается на основании нескольких источников:

  1. Данные профессиональных стандартов библиотечной деятельности, которые определяют требования к уровню подготовки управленческих кадров.
  2. Требования должностной инструкции, содержащей перечень стандартов, которым должен соответствовать руководитель библиотеки.
  3. Теоретические разработки в рамках менеджмента, позволяющие оценить эффективность руководителя как управленца, координирующего работу сотрудников для достижения поставленных целей.

Профессиограмму руководителя библиотеки можно представить как совокупность качеств разного уровня:

  • профессионально-трудовых,
  • организационно-управленческих,
  • коммуникативных,
  • этических (нравственных),
  • творческих,
  • личных.

Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности

Профессиональные качества руководителя библиотеки включают:

  1. Уровень образования, которое позволяет ему иметь широкие представления о сущности библиотечных процессов и методах их регулирования.
  2. Уровень научной подготовки, позволяющей использовать данные теории управления, сведения в области библиотековедения, педагогики, психологии для эффективного решения управленческих задач.
  3. Уровень исследовательской компетенции, которая заключается в умении анализировать процессы, происходящие в библиотеке в разных сферах: организационной, методической, кадровой и проч., осуществлять прогнозирование на основе анализов и выстраивать управленческие стратегии в соответствии с полученными данными.
  4. Уровень правовой компетенции, предполагающей знание нормативно-правовой базы и умение использовать правовые ресурсы для обеспечения деятельности библиотеки.
«Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Организационно-управленческие качества руководителя связаны с процессами осуществления управленческих функций. Они касаются умения распределять обязанности между заместителя и подчиненными, координировать командную работу, способности заинтересовать коллектив результатами работы, грамотно использовать методы материального и морального стимулирования, а также навыки планирования, контроля и самооценки собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.

Коммуникативные качества руководителя важны для налаживания эффективного взаимодействия с подчиненными, грамотного управления «человеческими ресурсами» библиотеки, создания позитивной атмосферы в коллективе. К ним можно отнести следующие аспекты:

  1. Умение устанавливать личные и профессиональные контакты, общаться на профессиональные темы.
  2. Умение понять и принять точку зрения подчиненного, коллеги, обосновать свою точку зрения, корректно выразить несогласие или отказ.
  3. Владение нормами культуры речи и этикета общения.
  4. Высокая коммуникабельность, открытость, умение и желание общаться.
  5. Избегание конфликтных ситуаций и использование тактик сотрудничества.

Этические качества руководителя заключаются в его моральных ценностях и нормах: честности, принципиальности, чуткости, тактичности, которые необходимы в процессе выстраивая отношений с людьми.

Эффективный руководитель в библиотеке – менеджер инноваций, поэтому он должен обладать большим творческим потенциалом, уметь решать нестандартные задачи, мыслить креативно и неординарно, применять в обсуждении проблем методы коллективного поиска решений. Творческий руководитель создает в библиотеке атмосферу поиска, позволяющего находить и внедрять в процессы библиотечного обслуживания инновационные формы, повышающие его востребованность среди пользователей.

Не менее важны личные качества руководителя. Некоторые исследователи полагают, что личные качества руководителя могут компенсировать недостатки в профессиональной или трудовой подготовке, потому что руководитель не просто сумма функционала, предписываемого должностной инструкции, а личность, оказывающая большое влияние на деятельность коллектива.

В современных условиях особо ценятся такие личные качества, как инициативность, ответственность, активная жизненная позиция, открытость новому, гибкость, коммуникабельность, обучаемость, функциональная грамотность и проч.

Представляется важным, что руководитель обладает и лидерскими качествами, то есть способностью брать на себя ответственность за результаты какого-либо дела, вести за собой, создавать ценностные ориентиры для коллектива, заинтересовывать их в процессе и результатах труда.

Таким образом, требования к профессиональной подготовке и личности руководителя очень высоки и отражают объективную сложность управления библиотечными процессами в постиндустриальном обществе.

Дата последнего обновления статьи: 15.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot