Руководитель библиотеки
Руководитель – это должностное лицо, осуществляющее управление библиотечными процессами, а также коллективом сотрудников библиотеки для планомерного и эффективного решения задач, стоящих перед библиотекой как социокультурным учреждением.
Современное представление о руководителе библиотеки складывается на основании нескольких источников:
- Данные профессиональных стандартов библиотечной деятельности, которые определяют требования к уровню подготовки управленческих кадров.
- Требования должностной инструкции, содержащей перечень стандартов, которым должен соответствовать руководитель библиотеки.
- Теоретические разработки в рамках менеджмента, позволяющие оценить эффективность руководителя как управленца, координирующего работу сотрудников для достижения поставленных целей.
Профессиограмму руководителя библиотеки можно представить как совокупность качеств разного уровня:
- профессионально-трудовых,
- организационно-управленческих,
- коммуникативных,
- этических (нравственных),
- творческих,
- личных.
Руководитель библиотеки: требования к профессии и личности
Профессиональные качества руководителя библиотеки включают:
- Уровень образования, которое позволяет ему иметь широкие представления о сущности библиотечных процессов и методах их регулирования.
- Уровень научной подготовки, позволяющей использовать данные теории управления, сведения в области библиотековедения, педагогики, психологии для эффективного решения управленческих задач.
- Уровень исследовательской компетенции, которая заключается в умении анализировать процессы, происходящие в библиотеке в разных сферах: организационной, методической, кадровой и проч., осуществлять прогнозирование на основе анализов и выстраивать управленческие стратегии в соответствии с полученными данными.
- Уровень правовой компетенции, предполагающей знание нормативно-правовой базы и умение использовать правовые ресурсы для обеспечения деятельности библиотеки.
Организационно-управленческие качества руководителя связаны с процессами осуществления управленческих функций. Они касаются умения распределять обязанности между заместителя и подчиненными, координировать командную работу, способности заинтересовать коллектив результатами работы, грамотно использовать методы материального и морального стимулирования, а также навыки планирования, контроля и самооценки собственной деятельности и деятельности всего коллектива в целом.
Коммуникативные качества руководителя важны для налаживания эффективного взаимодействия с подчиненными, грамотного управления «человеческими ресурсами» библиотеки, создания позитивной атмосферы в коллективе. К ним можно отнести следующие аспекты:
- Умение устанавливать личные и профессиональные контакты, общаться на профессиональные темы.
- Умение понять и принять точку зрения подчиненного, коллеги, обосновать свою точку зрения, корректно выразить несогласие или отказ.
- Владение нормами культуры речи и этикета общения.
- Высокая коммуникабельность, открытость, умение и желание общаться.
- Избегание конфликтных ситуаций и использование тактик сотрудничества.
Этические качества руководителя заключаются в его моральных ценностях и нормах: честности, принципиальности, чуткости, тактичности, которые необходимы в процессе выстраивая отношений с людьми.
Эффективный руководитель в библиотеке – менеджер инноваций, поэтому он должен обладать большим творческим потенциалом, уметь решать нестандартные задачи, мыслить креативно и неординарно, применять в обсуждении проблем методы коллективного поиска решений. Творческий руководитель создает в библиотеке атмосферу поиска, позволяющего находить и внедрять в процессы библиотечного обслуживания инновационные формы, повышающие его востребованность среди пользователей.
Не менее важны личные качества руководителя. Некоторые исследователи полагают, что личные качества руководителя могут компенсировать недостатки в профессиональной или трудовой подготовке, потому что руководитель не просто сумма функционала, предписываемого должностной инструкции, а личность, оказывающая большое влияние на деятельность коллектива.
В современных условиях особо ценятся такие личные качества, как инициативность, ответственность, активная жизненная позиция, открытость новому, гибкость, коммуникабельность, обучаемость, функциональная грамотность и проч.
Представляется важным, что руководитель обладает и лидерскими качествами, то есть способностью брать на себя ответственность за результаты какого-либо дела, вести за собой, создавать ценностные ориентиры для коллектива, заинтересовывать их в процессе и результатах труда.
Таким образом, требования к профессиональной подготовке и личности руководителя очень высоки и отражают объективную сложность управления библиотечными процессами в постиндустриальном обществе.