Методический мониторинг в библиотеке: сущность, принципы, объекты
Работа методических служб библиотек является важной частью развития библиотечных процессов в отечественной практике. Она сложилась еще в советском библиотечном обслуживании и существовала наряду с командно-административной моделью руководства деятельностью библиотек, нося обязательный и императивный характер. В новых реалиях характер методического руководства библиотеками можно характеризовать как вариант «мягкого» управления, основанный на реализации консультационной, диагностической и инновационной помощи, однако необходимость в методической поддержке остро ощущается библиотекарями-практиками, сталкивающимися с новыми вызовами информационного общества.
Методический мониторинг представляет собой часть аналитической деятельности методической службы библиотеки, он основан на непрерывном и систематическом изучении основных показателей деятельности библиотек, установлении их закономерностей и связей и использовании данных, полученных в результате анализа, для совершенствования деятельности библиотек.
Принципы методического мониторинга включают:
- Научность и объективность сбора данных, использование количественных и качественных показателей деятельности библиотек региона в совокупности.
- Системность исследования, охватывающего разные аспекты библиотечной деятельности.
- Непрерывность и последовательность методического изучения библиотечной деятельности.
- Динамизм, способность трансформироваться под влиянием изменений, происходящих в библиотечной практике.
Объектами мониторинга в библиотеках со стороны методической службы становятся различные аспекты их деятельности:
- Состояние и развитие региональных и муниципальных библиотечных сетей.
- Динамика и показатели использования книжных фондов библиотек.
- Характер информационно-библиотечного обслуживания пользователей.
- Деятельность по формированию электронных ресурсов.
- Инновационная деятельность библиотек.
- Материально-техническое развитие и оснащение, степень компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов.
- Кадровый потенциал библиотек.
- Развитие институтов и инструментов публичной репрезентации деятельности библиотек.
- Особенности финансового обеспечения деятельности библиотек.
Проблемы методического мониторинга в библиотеках
Проблемы методического мониторинга библиотек представляют собой объективные трудности в изучении библиотечной деятельности, которые возникают в ходе методической оценки их работы.
Проблемы в сфере методического мониторинга обусловлены рядом факторов, среди которых можно выделить наиболее существенные:
- Проблема построения системы методического мониторинга всех библиотечных процессов, а не только отдельных его звеньев.
- Проблема развития и совершенствования научно-исследовательской базы библиотечных методических центров.
- Проблема создания методической базы информационных ресурсов, необходимой для изучения библиотечных процессов.
- Проблема обработки, анализа и использования накопленных данных о работе библиотек в методической и инновационной деятельности методических центров.
- Проблема создания и использования в практике работы методических служб специального поискового аппарата, позволяющего находить нужные сведения и использовать их в методической работе.
- Проблема совершенствования прикладных методов библиотечного мониторинга и повышения их эффективности.
- Проблема описания результатов исследования в прикладном ключе.
- Проблема подготовки методических кадров, которые способны эффективно реализовывать методические задачи.
Традиционно методические центры осуществляют изучение деятельности библиотек региона по результатам какого-либо периода. Так, аналитическое исследование библиотечной деятельности происходит в отчетные периоды, которые совпадают с окончанием календарного года. По результатам изучения представленных библиотеками статистических данных, текстовых отчетов, финансовых документов сотрудники методической службы делают выводы о состоянии и развитии системы библиотечного обслуживания в регионе.
Остро стоящая перед методистами проблема развития инструментария библиотечного мониторинга предполагает совершенствование форм отчетности, а также применяемых при оценке работы библиотек методов. В частности, количественные показатели, на которые делается акцент при исследовании библиотечных процессов, должны отжать реальные качественные изменения, для чего необходимо выработать четкие критерии, указывающие на связи количественных данных с сущностью характеризуемых ими процессов.
Непрерывность мониторинга предполагает отход от модели исследования библиотечной статистики. Важнее всего отслеживать изменения, которые происходят в определенный период, а также их динамику и сущность, чтобы понимать основные аспекты развития библиотеки и предлагать необходимые в данной ситуации методические решения.
Таким образом, методический мониторинг библиотечной деятельности, направленный на систематическое ее изучение, является часть управленческих процессов и способствует эффективному развитию библиотеки.