Анонсирование книжных изданий: сущность и формы
Анонсирование книг, выходящих в печати, выступает как важное средство их библиографического продвижения, осуществляется с целью познакомить читателя с тематикой и проблематикой издания, осветить круг вопросов, которые ставит автор, подчеркнуть особенности и достоинства, присущие изданию.
Анонс представляет собой небольшое по объему сообщение информирующего характера, которое направлено на презентацию книги, спектакля, фильма.
Современные средства продвижения книги в печати:
- Рекламная кампания в социальных сетях.
- Акции в книжных магазинах, торговых сетях, занимающихся распространением полиграфической продукции.
- Публикации в СМИ.
- Официальные презентации книги и встречи писателей с читателями.
- Пресс-конференции, на которых писатель встречается с представителями прессы.
Формы и методы продвижения книги на рынке на сегодняшний день отличаются разнообразием и выступают как фактор, способствующий распространению информации об издании, привлечению к нему читателей.
Анонсирование книжных новинок в журнале «Современник» в 1836-1846 годах
В период, когда книгоиздание в России, еще не стало массовым явлением, превратившись в отдельную индустрию, а социальны медиа не существовали, литературно-художественные «толстые» журналы выступали главным инструментом продвижения книжных новинок. Созданный А.С. Пушкиным, журнал «Современник» изначально задумывался как орган свободной печати, функционирующий, насколько это было возможно, в обход цензурных ограничений, а также провозглашающий принципы независимой оценки литературных произведений. Стоит отметить, что журнал задумывался А.С. Пушкиным и как «площадка» для развития и становления русской критики, основанное на эстетических принципах, которые разделял сам поэт и его ближайшее литературное окружение. Так, в 4-м томе журнала Пушкин в рубрике «Новые издания» приводит библиографический список книг за 1836 год. Там же он размещает аннотацию на автобиографию Н. Дуровой «Кавалерист, – девица, происшествие в России» и рецензию на многотомный трудом М.Н. Карамзина «История Государства Российского» под названием «Ключ к Истории Государства Российского И. М. Карамзина». В этих аннотациях Пушкин, по справедливому замечанию И.В. Краевского, сумел в «простом извещении о книге» остаться таким же «поэтом, как и в стихах».
После гибели А.С. Пушкина журнал «Современник» продолжил свое существование: до 1846 года его издавал П.А. Плетнев, который стремился сохранить основные эстетические и книгоиздательские принципы, которые были заложены Пушкиным в основу журнала.
Принципы анонсирования книжных новинок в журнале «Современник» в 1847-1866 годах
В 1846 году журнал «Современник» был приобретен И. Панаевым и Н. Некрасовым, которые принадлежали к демократическому литературно-художественному направлению. Помимо проблемно-тематической переориентации журнала, произошли изменения и иного характера. В частности, подписчики журнала получили возможность получать в виде приложения лучшие произведения отечественной и зарубежной словесности. С целью продвижения книг «Современник» дважды в год публиковал библиографические списки книжных новинок, в дальнейшем отдел журнала «Библиография» было решено объединить с отделом «Критика». Так начинает формироваться площадка для развития и совершенствования русской литературной критики середины XIX века. В «Современнике» публиковались лучшие критики того времени: В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.
В анонсах новых произведений в «Современнике» нашли отражение принципы следования идеалам реалистического искусства, народности в литературе. Это означало, в первую очередь, то, что реализм противопоставлялся «чистому искусству», принципам украшения действительности. На первый план выдвигались произведения новой «натуральной школы», а также русского реализма, поэтому в журнале публиковались И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и другие писатели-реалисты.
Основными принципами аннотирования изданий в журнале были провозглашены следующие:
- Соответствие ведущим идейно-эстетическим ценностям журнала, принадлежность произведения к реалистической литературе.
- Отражение в произведение общественной проблематики, глубина ее раскрытия, верность художественной правде.
- Следование принципам народности и историзма в литературе.
- Примат содержания над формой, идейно-тематический анализ, акцентирующий внимание читателя на общественном содержании произведения.
- Идеологический и дидактический характер анонсов, призванных не только раскрыть содержание произведения и познакомить с ним читателей, но и сформировать отношение читающей аудитории к определенным общественным явлениям, дать оценку произведения с точки зрения его отношения к общественно-политической проблематике.
Цензурные ограничения были основной причиной закрытия журнала в 1866 году, но принципы аннотирования книжных изданий, разработанные «Современником», в дальнейшем стали основой для многих критико-библиографических работ второй половины XIX – начала ХХ веков.