Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Права пользователей библиотек

Права пользователей библиотек: сущность и характеристика

В современных условиях библиотека функционирует как социокультурный институт, подчиняющийся нормам действующего законодательства в области культуры и информационной деятельности. Это значит, что механизмы работы с пользователями определены нормами права и определяют основные аспекты реализации их прав на получение информации, удовлетворяющей их запросам.

Определение 1

Права пользователей библиотек представляют собой совокупность возможностей для получения гарантированных законодательно информационных продуктов и услуг, которые предоставляют фонды публичных библиотечных учреждений.

Права пользователей определяют круг возможностей для реализации их информационных потребностей в различных ресурсах и услугах в области библиотечного обслуживания. Базируются эти права на законодательных актах разного уровня – от Конституции до локальной документации библиотек.

В соответствии с конституционными правами каждому гражданину обеспечивается свободный доступ к информации, которая не противоречит юридическим требованиям и нормам и соответствует критериям информационной безопасности. Запрещается ограничивать права доступа к информационным ресурсам, отвечающим требованиям закона, и препятствовать человеку в получении сведений, необходимых ему для образовательной, профессиональной или иной деятельности.

Помимо конституционных прав, право на доступ к информации обеспечивается и федеральным законодательством, которое определяет основные аспекты реализации деятельности организаций и учреждений в области культуры и библиотечного обслуживания населения. В соответствии с принципами федеральных законов каждый пользователь библиотеки имеет равные возможности в отношении доступа к информации и работе с различными информационными источниками, которые имеет публичная библиотека.

Наконец, локальные акты, принимаемые на уровне отдельных библиотечных учреждений и систем, регламентируют конкретные права пользователей в отношении доступа к информационным, техническим и иным ресурсам библиотеки.

«Права пользователей библиотек» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Виды прав на получение библиотечных услуг и основные проблемы их реализации

Среди прав, которыми обладает пользователь публичной библиотеки, можно выделить несколько основных:

  1. Право на свободный доступ к информационным ресурсам библиотеки.
  2. Право на получение услуг библиотечно-библиографического характера.
  3. Права, связанные с обеспечением доступа к участию в массовых мероприятиях, организуемых библиотекой.
  4. Право на получение специальной помощи в поиске информации наличии заболеваний, препятствующих свободному передвижению или ориентации (ограничения по зрению, слуху).
  5. Право на доведение информации о качестве обслуживания до сотрудников и руководства библиотечного учреждения.
  6. Право на получение дополнительных услуг, не входящих в перечень обязательных, оказываемых на безвозмездной основе, на основании договора или положения об оказании платных услуг.

Необходимо отметить, что право на получение библиотечных услуг, определяемое законодательно, касается только тех их видов, которые входят в понятие обязательного минимума (стандарта) обслуживания, при этом библиотека обязана оказывать данные услуги бесплатно, в соответствии с положением о своей деятельности. К таким услугам относятся базовые виды:

  1. Предоставление доступа к печатным и электронным ресурсам в читальном зале.
  2. Выдача литературы на дом на абонементе.
  3. Предоставление консультаций по работе с электронным и традиционным каталогом и ресурсами СБА.
  4. Участие в массовых мероприятиях.
  5. Просмотр литературы с выставок и другие услуги.

Кроме безвозмездных услуг, пользователи имеют право получать доступ к платным услугам библиотеки, которые реализуются в соответствии со специальными положениями об оказании такого рода услуг. К ним относятся услуги копирования, набора текста, персонального информирования и прочие услуги.

Права пользования библиотекой не зависят от уровня образования, социального положения, состояния здоровья или иных особенностей индивида. В настоящее время особое внимание уделяется вопросам обеспечения права людей с ОВЗ на доступ к информации, в том числе и использованием дистанционных форм обслуживания.

Наряду с проблемами доступности информации для различных категорий пользователей современная библиотека также сталкивается и с другими проблемными вопросами, которые связаны с реализацией прав пользователей в области защиты от информации, наносящей вред их развитию, а также с правом на сохранение конфиденциальных данных пользователей от доступа к ним третьих лиц и злоумышленников.

Реализация права на получение информационных продуктов и услуг в библиотеке тесно связано с проблемой качества обслуживания, поэтому правовой аспект этой проблемы включает вопросы, касающиеся обеспечения качества библиотечного обслуживания как неотъемлемого права пользователей на получение таких услуг, которые соответствуют высоким стандартам в этой области.

Дата последнего обновления статьи: 18.12.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot