Нормативно-правовая база деятельности в области патриотического воспитания
Патриотическое воспитание сегодня можно считать одним из основных аспектов государственной политики в деле воспитания молодежи и приобщения ее к основным нравственным ценностям и нормам. Этим обусловлено создание нормативно-правовой базы, которая определяет основы данной воспитательной деятельности, а также ее аспекты.
Патриотическое воспитание в нашей стране опирается на Конституцию и провозглашенные в ее преамбуле общечеловеческие ценности, к которым можно отнести такие ценности, как ценности патриотизма и соотносящиеся с ними ценности интернационализма. В основе их лежит чувство уважения своей страны, ее истории, осознание места России в современном мире и ее потенциала.
На территории нашей страны деятельность библиотек в области патриотического воспитания и просвещения осуществляется с опорой на Концепцию патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан РФ. Она определяет не только плановые целевые показатели, но и регулирует содержательный аспект этой работы.
В соответствии с этой Концепцией основной целью системы патриотического воспитания выступает формирование гражданского самосознания, чувства ответственности за судьбу своей страны, уважения к ее истории, признания специфики государства, реализующего принцип многонациональной и мультикультурной среды, развитие толерантности и принятия других народов и культур. При этом приоритетной группой при реализации мероприятий Концепции считается молодежь и подростки как наиболее уязвимая в социальном и психологическом плане категория, нуждающаяся в поддержке.
Обозначенная нормативная база представляет собой правовое поле, в котором осуществляется деятельность в рамках патриотического воспитания, а также формируется государственная политика поддержки данной области.
Понятие патриотизма и патриотического воспитания
Патриотизм – это морально-этический принцип, проявляющийся в поступках индивида и заключающийся в любви к Отечеству, его истории и культуре, а также в понимании и принятии своих обязанностей по отношению к нему и своему народу.
Патриотизм – комплексное понятие, которое включает в себя следующие компоненты:
- Патриотические представления – систему личных понятий, которая определяет поведение человека, руководствующегося представлениями о патриотизме.
- Патриотическое мировоззрения – целостное восприятие себя и мира под углом ценностей, связанных с почитанием Отчества.
- Патриотические ценности – высшие, значимые идеи, определяющие взгляды и поведение человека по отношению к своей стране.
- Патриотическое поведение – совокупность действий, которые человек осуществляет в рамках патриотических ценностей и мировоззрения, которыми он руководствуется.
Патриотизм выполняет в обществе ряд важнейших функций, среди которых наиболее значимыми являются:
- Консолидирующая функция, включающая интеграцию всех членов общества на основе общих представлений и ценностей.
- Мобилизующая функция, которая связана со сплочением общества пред лицом внешних угроз и внутренних проблем.
- Воспитательная функция, которая предполагает формирование качеств патриота у подрастающего поколения.
Патриотизм формируется в рамках патриотического воспитания – системного понятия, отражающего совокупность специальных социально-педагогических инициатив, направленных на формирование патриотического сознания и мировоззрения у подростков и молодежи.
Патриотическое воспитание в библиотечной среде
Патриотическое воспитание в рамках библиотечной деятельности осуществляется как одно из ее приоритетных направлений и связано с развитием патриотических чувств, обогащением представлений об истории и культуре страны, что становится залогом гражданственности.
В настоящее время в библиотеках используются следующие направления патриотического воспитания:
- Военно-патриотическое воспитание, целью которого является просвещение в области военной истории.
- Героико-патриотическое воспитание, которое формирует представление о патриотическом подвиге, его роли в истории и культуре страны.
- Национально-патриотическое воспитание, раскрывающее национальную специфику патриотизма через приобщение к культуре и традициям народа.
- Гражданско-патриотическое воспитание, связанное с развитием системы гражданских и правовых ценностей.
- Историко-патриотическое воспитание, знакомящее пользователей с историей страны и народа и их роли в мировом историческом процессе.
- Культурно-патриотическое воспитание, направленное на развитие представлений о национальной специфике и исторической роли русской культуры и народного искусства.
Продуктивными формами работы библиотек в рамках перечисленных направлений является создание собственных программ и проектов, которые включают следующие аспекты деятельности:
- Проведение социокультурных исследований, направленных на изучение и оценку патриотических чувств молодежи с последующим использованием полученных данных в библиотечной практике.
- Использование обновленных форм массовой работы, например, исторических путешествий, квестов, видеолекториев, возможностей средств мультимедиа и других информационно-коммуникационных технологий.
- Инициирование проектов по исследованию истории семьи, города, края.
- Выпуск информационных материалов по теме.
- Создание коллекции электронных цифровых ресурсов, посвященных исторической и патриотической тематике.
- Формирование фондов литературы, используемых для осуществления патриотического воспитания.
- Координация деятельности библиотеки и других учреждений культуры и образования в деле приобщения молодежи к патриотическим ценностям.
Таким образом, патриотическое воспитания в библиотечной сфере сегодня предстает сложным и комплексным направлением работы, которая осуществляется в различных направлениях с помощью разнообразных форм и методов воздействия на молодежную аудиторию.