Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности редакционно-издательского оформления драматических произведений

Особенности редакционно-издательского оформления драматических произведений

Издательское оформление драматических произведений определяется их родовой спецификой, которая определяет способ художественного осмысления действительности в драме.

Драма представляет собой один из литературных родов, где действительность показана через действия, поступки героя, вступающего в конфликт с обществом или с самим собой. Основой драмы выступает сценическое действие, которое организует движение сюжета. Ведущее значение отводится не авторскому описанию мира, как в эпосе, а поведению героя, его речевой характеристике. Спецификой драмы в отличие от других родов литературы является то, что авторское описание мира и героя в ней сведено к минимуму и присутствует в ремарках – особых замечаниях, которые сопровождают сценическое действие. Текстовое наполнение драмы представлено диалогами и монологами персонажей, взаимодействующих друг с другом. Из столкновения действующих лиц складывается драматический конфликт, который способствует развитию сценического действия.

Специфические особенности драматических произведений определяются также тем, что они имеют гибридную форму. Это значит, что дарма находится как бы на стыке искусств – словесного и театрального. Большинство драматических произведений, предназначенных для чтения в школе, создавались именно как театральные сценические произведения. Это предполагало, что текст будет дополнен актерской игрой, раскрывающей характеры и помогающей зрителю увидеть суть конфликта и понять замысел автора. Поэтому редактирование и издание драмы как художественного произведения обладает своими особенностями, которые должен учитывать редактор.

Редакторский анализ драматических произведений перед подготовкой их в печать включает несколько аспектов:

  1. Идейно-тематический анализ, связанный с глубоким погружением в текст, выявлением особенностей его содержания, которые затем будут отражены в оформлении издания, его предназначении целевой аудитории.
  2. Стилистический анализ включает языковую и стилистическую подготовку издания к печати, которая состоит в поиске и выявлении различных ошибок (речевых, грамматических, орфографических, фактических, логических),
  3. Технический анализ связан с определением типографских особенностей издания, требований к набору верстке, выбору шрифтов, иллюстраций, разметки страниц и проч.
«Особенности редакционно-издательского оформления драматических произведений» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Редактор учитывает также композиционные особенности драматического произведения, влияющие на его оформление. Ключевыми композиционными элементами пьесы выступают афиша с перечнем действующих лиц и их характеристикой, акты или действия, явления или сцены, составляющие содержание каждого действия, ремарки автора, реплики персонажей. Читателю необходимо быстро ориентироваться в тексте, понимая назначение каждого композиционного элемента, поэтому редакционная деятельность направлена на упорядочивание средств, отражающих особенности композиционного оформления произведения.

Общие правила набора текста и оформления драматических произведений

Основные принципы оформления и набора драматических произведений сводятся к следующему:

  1. Установление четких различий в оформлении различных композиционных элементов драмы для удобства ориентации в тексте.
  2. Использование различных приемов шрифтового оформления авторских ремарок, реплик персонажей, разграничения основного текста и его разделов (действий, явлений) и та далее.
  3. Учет формы драматического произведения – прозаическая, стихотворная.

Для удобства ориентации в тексте драматического произведения в его набор используются разный размеры шрифта и изменения положения текста на странице. Например, указание на принадлежность реплики персонажа может быть оформлено двояко:

  1. Каждая реплика пишется с новой строки, перед репликой полужирным рифтом пишется имя персонажа, которому она принадлежит. Например: Первый музыкант. А ты кто таков?
  2. Имя персонажа, набранное полужирным шрифтом, пишется посередине строки, а на следующей строке – принадлежащая ему реплика (чаще в стихотворных драматических произведениях).

Реплики действующих лиц должны отличаться от авторских ремарок, поэтому, как правило, авторские ремарки набираются шрифтом того же размера, что и основной текст, но с применением курсивного начертания и заключаются в скобки, если относятся к действиям или речи актеров. Если ремарки находятся в начале явления (или действия), они обычно набираются шрифтом меньшего размера без курсива.

Обозначения действий (явлений) с помощью средств набора также важно для ориентации в тексте драмы. Слово «действие» набирается заглавными буквами шрифтом светлого начертания: ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ, а также размещается в середине страницы. Слово «ЯВЛЕНИЕ» набирается таким же образом и размещается посередине.

Таким образом, особенности редакционно-издательского оформления драматических произведений призваны помочь читателю ориентироваться в тексте, различать реплики персонажей и авторские ремарки, быстро находить необходимую часть текста по действиям и явлениям.

Дата последнего обновления статьи: 30.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot