Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы

Нравственное воспитание: сущность и основные понятия

Воспитание нравственности у подрастающего поколения является одной из актуальных задач в современном мире. Это связано с тем, что остро встала проблема девальвации традиционных ценностей и изменилась социальная среда, которая ранее отвечала за формирование моральных качеств личности. Неблагоприятные социально-экономические и культурные трансформации в обществе привели к росту негативных тенденций в воспитательном процессе, которые связаны с разобщением поколений, появлением у детей компьютерной и иных видов зависимости, формированием антиценностей, противоречащих нравственным идеалам русской культуры. Все это обусловливает необходимость воспитания нравственности как глобальную задачу современного образовательного процесса.

Определение 1

Нравственность представляет собой комплекс качеств человека, которые складываются на основе господствующих в обществе моральных представлений и функционируют как активные принципы поведения индивида.

Нравственность иначе называют «моралью в действии», подразумевая, что она отражает особенности индивидуального преломления общественных моральных ценностей.

Составляющие нравственности проявляются как в сознании, так и в поведении человека, в связи с чем можно говорить о двух аспектах существования нравственности:

  1. Мировоззренческий аспект нравственности – система представлений человека о морально-этических нормах и ценностях, которой он руководствуется в своей жизни.
  2. Поведенческий аспект нравственности, предполагающий проявление нравственных принципов в конкретных поступках, действиях, имеющих социальную значимость.

Традиционно к области нравственности относят следующие компоненты мировоззрения:

  1. Нравственные нормы – основные этические принципы, которым следует индивид.
  2. Нравственные ценности – разделяемые индивидом социально-значимые приоритеты, основанные на нравственных нормах.
  3. Нравственные идеалы – образцы этического поведения.
Определение 2

Нравственное поведение складывается из системы действий и целей, которые имеют социально-значимый характер и базируются на системе моральных установок, принятых в данном обществе как должные, правильные.

«Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Нравственное воспитание многие специалисты считают основой формирования личности, поскольку нравственные ценности и идеалы являются базой для формирования таких важных аспектов мировоззрения, как патриотизм, уважение к труду, признание ценности знаний, бережное отношение к природе и проч.

Определение 3

Воспитание нравственности – многоаспектный процесс приобщения индивида к системе морально-нравственных ценностей и выработки на их основе системы поведенческих установок, определяющих нравственный облик личности.

Воспитание нравственности опирается на три группы методов:

  1. Методы, направленные на формирование нравственного сознания личности, то есть воздействующие непосредственно на рациональную и эмоционально-волевую стороны личности.
  2. Методы, направленные на развитие основ нравственного поведения, то есть применения нравственных норм на практике в различных жизненных ситуациях.
  3. Методы стимулирования личности, которые используются как подкрепляющий компонент в процессе воспитания (например, похвала или, наоборот, порицание).

Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы

Средствами воспитания нравственности являются:

  1. Обучение и научные знания о мире, несущие гуманистические ценности.
  2. Чтение произведений литературы, особенно тех, которые отражают высокие моральные идеалы.
  3. Исторические примеры и образцы, представленные в прошлом человечества и отдельной стороны.
  4. Знакомство с произведениями искусства (живописи, музыки, театра).
  5. Жизненные ситуации, имеющие воспитательную ценность.
  6. Труд и творчество как факторы развития личности.

Чтение является одним из средств нравственного воспитания, реализующим в этом процессе следующие функции:

  1. Развитие представлений о морально-этических ценностях, лежащих в основе человеческих поступков.
  2. Формирование представлений о добре и зле, моральном и аморальном поведении и мышлении.
  3. Усвоение нравственных установок в поведении по отношению к семье, друзьям, коллективу, социуму, природе.
  4. Формирование уважительного отношения к другой личности, непримиримость к насилию, угнетению, дискриминации и другим формам унижения человека и его достоинства
  5. Развитие свободы и критичности мышления, освобождение его от стереотипов и принятие гуманистических идеалов как основ мировоззрения.

Ценности, заложенные в произведениях литературы, касаются широкого круга нравственных понятий: чести, верности, благородства, сострадания, милосердия, трудолюбия, патриотизма. Чтение и обсуждение произведений литературы совместно с детьми помогает сформировать представление о нравственных нормах и ценностях, научиться оценивать свои и чужие поступки с позиции нравственного идеала, а также выработать непримиримое отношение к безнравственному поведению.

Основные формы воспитания нравственности через чтение состоят в следующем:

  1. Беседа по прочитанному произведению, акцентирующая внимание на проблемах произведения, поступках героев.
  2. Организация круглых столов, читательских конференций, посвященных нравственным проблемам произведения.
  3. Форма «литературного суда» над героем произведения для выявления мотивов и причин его поступков, оценка их с точки зрения нравственности.
  4. Написание рецензий, отзывов по прочитанному произведению, в которых дети высказывают свою точку зрения на героев и их поступки, оценивают их с точки зрения нравственных норм и принципов.
  5. Проведение диспутов, дискуссий, посвященных проблемам нравственности в произведениях литературы.

Большое значение имеет подбор произведений для чтения, в которых затрагиваются проблемы нравственности. Классическая литература отличается не только высокими художественными достоинствами, но и содержит богатый материал для воспитания нравственности, что делает ее основой для чтения. Кроме этого, можно использовать произведения фольклора, произведения современной детской литературы, акцентирующие внимание на проблемах нравственности.

Дата последнего обновления статьи: 20.11.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot