Международное сотрудничество в библиотечно-информационном образовании: основные понятия и направления
В современных исследованиях, посвященных вопросам подготовки будущих специалистов в библиотечно-информационной деятельности, большое внимание уделяется проблемам организации международного сотрудничества профильных высших учебных заведений. Она актуальна и в условиях развития взаимодействия с иностранными вузами. При этом многие вопросы до сих пор остаются дискуссионными.
Для корректного описания проблем международного сотрудничества в сфере библиотечного образования необходима опора на понятийный аппарат, обогатившийся новыми терминами – «интернационализация» и «глобализация».
Интернационализация образования предполагает развитие международных связей, выработку единых стандартов подготовки специалистов по всему миру, а также обеспечение мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава.
В развитии интернационализации вузовского обучения обнаруживаются два уровня:
- Совершенствование международных научных контактов за счет обмена научными идеями, проведения семинаров, круглых столов, конференций и проч.
- Развитие научно-образовательной кооперации, предполагающей появление международных образовательных проектов и программ, а также инициацию совместных исследований специалистами из разных стран, поддержку стажировок и др.
Глобализация представляет собой более масштабное понятие, которое касается общемировых тенденций в развитии экономики, науки, культуры, общественной жизни и проявляется в установлении общей системы ценностей, норм в каждой из областей деятельности для представителей мирового сообщества.
Формы реализации международного взаимодействия в библиотечных вузах России
В сфере высшего образования процессы интернационализации и глобализации выражаются в развитии форм сотрудничества между вузами, научными центрами:
- Создание международных проектов в области образования, науки, а также культуры.
- Вы ход с результатами научных исследований на международный уровень и активное внедрение в практику лучших разработок зарубежных ученых.
- Мобильность студентов, а также профессорско-преподавательского состава, которая позволяет осуществлять обмен при подготовке кадров.
- Гибкость и мобильность программ образования и подготовки кадров.
Часть форм международного сотрудничества в области вузовского библиотечно-информационного образования практикуется в России, это:
- Реализация совместных проектов в области науки. К примеру, рабочая группа Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) «Формирование сильного библиотечно-информационного образования выступает как образец такого интернационального взаимодействия. В Ведении рабочей группы также находятся вопросы, связанные с подготовкой библиотечных кадров, поиск и исследование международных профессиональных компетенций в этой сфере. Одно из направлений работы – создание «Карты библиотечно-информационного образования», содержащей информацию об отечественных образовательных программах.
- Презентация результатов научных исследований российских ученых на международной арене и использование открытий, наработок зарубежных коллег в организации практической деятельности. Так, в Санкт-Петербургском государственном гуманитарном университете студенты и преподаватели библиотечно-информационного факультета интегрированы в мировое научное сообщество. На базе факультета организуются и проводятся международные конференции, в ходе которых происходит обмен с зарубежными коллегами теоретическими и практическими наработками в сфере библиотечно-информационной деятельности. Также вузы инициируют проведение совместных научных исследований библиотекарями и специалистами в этой области из разных стран, участие преподавателей в международных конференциях, что способствует представлению российской библиотечной науки на мировой арене и развитию международных научных и профессиональных связей.
- Проведение совместных научных исследований учеными из разных стран мира.
Мобильность участников вузовского библиотечного образования в нашей стране остается невысокой, что связано с целым рядом причин. Это и проблемы финансирования дополнительных образовательных программ, и несовпадение учебных планов, при котором сложно организовать стажировку за рубежом с зачетом уже усвоенных учебно-дидактических единиц.
Связь с международным библиотечным сообществом для российского библиотековедения остается масштабной сферой деятельности. Крупнейшие центры подготовки библиотечных кадров в нашей стране осуществляют планомерное сотрудничество с различными зарубежными вузами. Активно идет развитие научной кооперации со странами СНГ. В частности, совместные проекты осуществляются с Минским государственным институтом культуры (Белоруссия), университетами некоторых штатов США (Луизины, Оклахомы, Техаса, Южной Каролины), Лингвистическим университетом Великобритании, а также высшими учебными заведениями Швейцарии, Финляндии, Швеции, Франции.
Главными достижениями международного сотрудничества в библиотечно-информационном образовании можно считать следующие аспекты:
- Продвижение научных и исследовательских возможностей университета как центра инновационной деятельности.
- Развитие партнерских связей с вузами зарубежных стран.
- Создание материально-технических условий, которые обеспечивают предоставление образовательных и научных услуг коллегам из-за рубежа.
Участие в международном сотрудничестве способствует интеграции вуза в международное образовательное сообщество, помогает наладить научное взаимодействие, обеспечивает доступ к информационным ресурсам, а также привлечение дополнительных источников финансирования.