Методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности
Переживая процесс обновления ресурсной и технологической базы, современная библиотека нуждается в разработке новых методов, а также технологий и форм работы, отвечающих актуальным тенденциям в области потребления информационных ресурсов. Удовлетворению данных запросов со стороны библиотеки способствует деятельность методических центров, осуществляющих научную, методическую, консультативную помощь библиотечному делу.
Методическое обеспечение библиотечной деятельности – это совокупность направлений работы, которые предполагают внедрение в практику работы библиотеки инновационных методов и приемов, способствующих повышению ее эффективности и оптимизации ресурсов.
Методическая работа в библиотеках строится на ряде закономерностей, отражающих ее сущность:
- Соблюдение принципа научности, который предполагает выбор в качестве рекомендуемых способов деятельности передовых достижений в области теории библиотечного дела.
- Ориентация на активность, связанную с поиском и внедрением инновационного опыта.
- Рекомендательный характер, заключающийся в свободе библиотек использовать предложенные методы и формы работы по своему усмотрению.
- Принцип дифференциации рекомендаций, заключающийся в учете специфики библиотеки ее читательской аудитории, состава фондов, направления деятельности.
- Оперативность доведения рекомендаций до библиотек.
- Принцип системности, который заключается в охвате всех направлений библиотечной работы и внедрении комплексных решений, позволяющих повысить ее эффективность.
Основными направлениями деятельности в области методического обеспечения работы библиотек можно считать следующие:
- Внедрение инновационного содержания и новых форм в библиотечную работу.
- Постоянное повышение квалификации сотрудников библиотек.
- Разработка нормативной базы деятельности библиотек.
- Внедрение более рациональных форм планирования и отчетности.
- Консультирование библиотечных работников по актуальным направлениям библиотечной практики.
Научно-методическая и инновационная методическая деятельность в библиотеке
Научно-исследовательская деятельность методических центров в библиотеке играет важную роль в процессах улучшения качества работы библиотек, поскольку позволяет обобщить и систематизировать наиболее продуктивные теоретические положения, которые могут быть реализованы в сфере обслуживания читателей.
Введение инноваций в библиотечную практику всегда создает риски, которые могут быть оценены с помощью научных методов анализа и прогнозирования. В частности, вводя какое-либо новшество в процесс работы библиотеки, методист обязан рассмотреть его эффективность, надежность, удобство, востребованность пользователями и сотрудниками, а также оценить его полезность с точки зрения приносимой им выгоды и затрат, необходимых на его реализацию.
Кроме этого, осуществляя научно-методическую деятельность, методист стремится придать библиотечной работе более упорядоченный и системный характер, облегчить технологические процессы и упростить некоторые виды библиотечной работы. Например, в методическом отделе библиотеки разрабатывается форма электронного журнала, который используется для автоматизации статистического учета работы абонемента и читального зала. Введение электронной формы дневника экономит время на ведение статистики и минимизирует ошибки, способствуя повышению качества библиотечной статистики.
Разработка методических рекомендаций по проведению комплексных мероприятий, которые включают сценарии, идеи, варианты оформления также способствует экономии времени сотрудников библиотеки и более качественной организации массовой работы.
Методические центры и отделы подготавливают методические издания, посвященные разным аспектам библиотечно-информационной работы: библиографическому обслуживанию, выставочной деятельности, обслуживанию инвалидов, организации кружков и клубов и проч., предоставляя библиотекам возможность осуществлять эти виды деятельности с учетом передовых решений в области библиотечного дела.
Важным аспектом методической деятельности библиотеки является консультирование сотрудников в случае возникновения трудностей или нестандартных ситуаций, требующих особого подхода. Консультирование может быть разовым, по запросу библиотеки или ее сотрудника, а может осуществлять на постоянной профессиональной основе и иметь устойчивые формы реализации: семинары, тренинги, круглые столы, конференции, курсы повышения квалификации и проч.
Методическое обеспечение библиотечно-информационной деятельности требует от методиста высокой информационной культуры, знаний в области современной теории и практики библиотечного дела, а также высокого уровня профессионализма и развитых коммуникативных навыков.