Менеджмент в библиотечно-информационных учреждениях
Менеджмент в библиотеке на сегодняшний день рассматривается как сфера управленческой деятельности, основная цель которой состоит в организации работы библиотеки в изменчивой социокультурной ситуации.
Менеджмент – это стратегия управления библиотечными процессами, обеспечивающая эффективность работы, развитие, модернизацию. и усовершенствование библиотеки в соответствии с потребностями пользователей и их информационными запросами.
Само понятие «менеджмент» в настоящее время достаточно усложнилось и дифференцировалось, поэтому, говоря о библиотечном менеджменте, выделяют разные его виды: кадровый, ресурсный, финансовый и проч.
В центре изучения менеджмента как особой научной дисциплины находится понятие организация, рассматриваемое как социальный объект /объединение с иерархически организованной структурой, члены которого осознают общность целей своей деятельности.
Будучи организацией, библиотека обладает следующими особенностями:
- Представляет собой объединение специалистов на основе коллективных интересов, осуществляющих работу, направленную на обслуживание пользователей и предоставление им доступа к информации.
- наличие координации усилий членов коллектива на основании общности профессиональных целей и интересов.
- Наличие общей трудовой и профессиональной деятельности, направленной на достижение социально значимой цели, и распределение обязанностей между сотрудника (горизонтальное и вертикальное разделение труда).
- Обладание ресурсной базой, позволяющей реализовывать разные направления работы.
- Связь с внешней средой и зависимость от нее.
Закономерности и принципы библиотечного менеджмента
Применение понятий теории менеджмента к библиотечной деятельности позволяет использовать его методологическую базу для организации информационно-библиотечного обслуживания и управления им. Принципы управления библиотечными процессами базируются на поиске и выявлении закономерностей, лежащих в основе процессов развития организации, и на их использовании для осуществления эффективной библиотечной деятельности.
В менеджменте законы можно определить как устойчивые связи, существующие между целями управления и методами их реализации. Закономерностями для библиотечной сферы являются следующие типы связей:
- Связь между организационной структурой библиотеки и потребностями населения в определенном типе информационных услуг.
- Связь между функционалом библиотеки и ее составом как объекта управления (кадровый состав и его потенциал, обязанности и права сотрудников).
- Связь между изучением потребностей пользователей и проектированием библиотечной деятельности.
Библиотечный менеджмент выявляет также закономерности, лежащие в основе функционирования библиотеки как автономной системы. Одним из базовых закономерностей является принцип развития, суть которого заключается в стремлении библиотеки достичь наибольшего суммарного потенциала развития в процессе функционирования. Развитие библиотеки определяется не только ее возможностями, но и факторами внешней среды: влиянием законодательства, экономики, социальных изменений.
Не всякое изменение в библиотечной сфере можно считать развитием, поэтому выделены критерии, позволяющие судить о том, что библиотека развивается. К ним относятся:
- Принцип динамического равновесия, основанный на сочетании стабильности и адаптивности, изменчивости библиотеки под влиянием внешних условий.
- Принцип сменяемости связан с представлением о постоянном обновлении элементов библиотечной системы как главном факторе развития.
- Принцип инерции, суть которого заключается в сосуществовании инноваций и консервативных элементов, являющих следствием постепенного процесса изменений.
- Принцип адаптации, заключающийся в способности сохранять устойчивость под влиянием негативных факторов, быстро изменяться в соответствии с требованиями среды.
Управление библиотекой
Для реализации управленческих функций в библиотеках формируется управленческий аппарат, который выполняет следующие функции:
- Обеспечивает деятельность библиотеки в соответствии с приоритетными целями ее создания.
- Формирует стратегию деятельности учреждения в условиях изменчивой социальной обстановки.
- Обеспечивает связь библиотеки с внешней средой.
- Выступает официальным представителем учреждения.
- Несет ответственность за результаты деятельности.
Структура управления библиотекой включает две категории управленческих ресурсов:
- Аппарат линейного управления, осуществляющий полное руководство библиотечными процессами. К нему можно отнести директора или руководителя филиала.
- Аппарат функционального управления – управленческие ресурсы, которые помогают обеспечить деятельность линейного аппарата в рамках своих компетенций. Это сотрудники, которым директор делегирует часть функциональных управленческих обязанностей: руководители отделов, методисты, бухгалтер и проч.
Таким образом, библиотечный менеджмент представляет собой практическую и теоретическую основу реализации организационно-управленческих процессов, необходимых для нормального функционирования библиотечных учреждений.