Массовое обслуживание библиотечных пользователей
Многообразие функций библиотечной работы включает и такой аспект, как вовлечение пользователей в просветительскую и культурно-досуговую деятельность посредством массового (фронтального) обслуживания.
Массовое обслуживание представляет собой одну их форм работы публичной библиотеки, которая осуществляется среди широкой аудитории с целью привлечения в библиотеку новых пользователей, а также создания условий для удовлетворения потребностей читателей в культурно-просветительских и досуговых мероприятиях.
Массовое обслуживание ориентировано как на реальных, так и на потенциальных пользователей библиотеки, которых планируется привлечь к посещению библиотеки и участию в мероприятиях.
Массовая работа, обладая своей системой задач и собственным содержанием, строится на основании изучение, анализа читательской аудитории в целом, а также отдельных групп читателей в частности. Ориентация на конкретную группу читателей делает массовую работу адресной и конкретной, в то время как организация работы с читательской аудиторией предполагает выбор более широких, универсальных тем и форматов проведения мероприятий, ориентированных на различный возрастной, социальный и культурный статус.
Условием успешности массовой работы в библиотеке является постоянный мониторинг особенностей читательской аудитории. Изучение и оценка потребностей читательских групп в различной информации, а также в разных формах культурно-досуговой деятельности. Эффективности массовой работы также способствует изучение и применение передового опыта и инноваций в сфере организации и проведения массовых мероприятий. Это касается апробации новых форм мероприятий, использования интерактивных форматов взаимодействия, а также применения новых технологий и цифровых ресурсов.
Направления массовой работы библиотеки
Формы реализации массовой библиотечной работы различны и включают несколько направлений:
- Формат критико-аналитических мероприятий, в центре внимания которых, как правило, находится художественное произведение, рассматриваемое и анализируемое в ходе беседы с читателями. Задача подобных мероприятий состоит в том, чтобы стимулировать читательскую активность путем организации дискуссионных форм взаимодействия между читателями. Библиотекарь же выступает как «модератор», который направляет ход обсуждения, обеспечивает эффективное общение участников. Наиболее популярная разновидность такого мероприятия – читательская конференция, посвященная творчеству отдельного автора, большому произведению или какой-либо теме в литературе. Иногда участниками читательских конференций становятся сами авторы (если конференции посвящены современной литературе), критики, литературоведы, художники-иллюстраторы. Хотя участники читательской конференции объединяются вокруг ее организации и проведения общностью интересов, библиотекарь должен готовить это мероприятие, имея план и сценарий его реализации. В частности, необходимо предусмотреть этапы мероприятия, подготовить систему вопросов, которые бы могли послужить толчком к обсуждению проблем конференции, пригласить спикеров, готовых выступить перед аудиторией. Читательская конференция может сопровождаться дополнительными мероприятиями: презентацией книги, встречей с писателем, просмотром и обсуждением экранизации произведения, музыкальным выступлением, мастер-классом и проч.
- Иллюстративные (презентационные) форматы, направленные на знакомство читателей с книгами, творчеством отдельных авторов, иными значимыми событиями (темами) в культурной жизни региона и страны в целом. Такие мероприятия по содержанию разнообразны и включают встречи с писателями (художниками, народными мастерами, интересными людьми), литературно-музыкальные композиции, творческие вечера, «громкие чтения», библиотечные спектакли, познавательные часы, литературные гостиные и проч. Общим для всех мероприятий этой группы является ориентация на иллюстративные формы, позволяющие в яркой, запоминающей, эстетически привлекательной манере познакомить читателя с разными аспектами темы.
- Рекомендательные формы проведения мероприятий сосредоточены на знакомстве с информационными ресурсами. К ним относят библиографические обзоры, презентации книг и новинок периодики, а также относительно новый формат – презентацию буктрейлеров, посвященных одному или нескольким произведениям.
- Игровые формы сочетают в себе познавательный и развлекательный компонент. Игра в библиотеке так или иначе связана с книгой и чтением, поэтому часто библиотекари используют иллюстративно-игровой формат, помогая читателям познакомиться с произведением и его автором в формате игры. К этим видам мероприятий относятся литературные викторины и конкурсы, игры по типу популярных телепередач. Реже используются такие формы, как деловая или сюжетно-ролевая игра. В современных библиотеках также создаются игротеки – коллекции настольных игр для организации досуга пользователей.
Важной частью массовой работы в библиотеке является создание объединений читателей на постоянной основе, то есть библиотечных клубов, а также кружков. Эти объединения носят различную направленность (от любительских краеведческих до художественно-творческих) и включают те группы читателей, которые интересуются определенными видами деятельности. Клубно-кружковая работа ориентирована на всю читательскую аудиторию, а на малую часть читателей, поэтому по сравнению с массовыми мероприятиями ее возможности для привлечения новых пользователей и популяризации деятельности библиотеки ограничены.