Сущность библиотечного маркетинга
Изменения, затронувшие все сферы общественной жизни в последние три десятилетия, привели к поиску новых форм организации библиотечной деятельности и управления процессами, лежащими в основе изучения и удовлетворения информационных и культурных запросов пользователей.
С 1990-х годов в библиотечную сферу активно внедряются маркетинговые стратегии управления, реализация которых позволяет осуществлять библиотечную деятельность более качественно и эффективно. Суть маркетинга заключается в изучении спроса, формирующегося на рынке, а также в активном воздействии на него с целью получить определенный прогнозируемый тип потребительского поведения. Зародившись в недрах рыночной экономики и первоначально удовлетворяющий только ее потребностям, маркетинг вскоре стал универсальным управленческим инструментом, позволяющим оптимизировать те сферы деятельности, которые направлены на обеспечение удовлетворения запросов потребителей в разных сферах жизни.
Применение маркетинговых концепций в области библиотечного обслуживания позволяет выстроить работу в системном ключе, основываясь на анализе читательских потребностей и согласовывая перспективные цели и задачи библиотечно-информационного обслуживания с их максимальным удовлетворением.
Модель маркетинговой деятельности библиотек можно представить как систему этапов осуществления разных видов деятельности:
- Определение миссии библиотеки в обществе, а также постановка целей и задач текущей деятельности.
- Изучение читательских потребностей и интересов.
- Анализ возможностей, которыми обладает библиотека для удовлетворения этих запросов.
- Сегментация деятельности библиотеки для максимально полной реализации поставленных целей, индивидуализация процессов обслуживания пользователей.
- Позиционирование библиотеки на рынке культурных и информационных ресурсов, создание имиджа, привлекательного для разных категорий пользователей.
- Эффективное выполнение пользовательского заказа.
- Анализ и оценка деятельности, поиск путей улучшения ее эффективности.
Особенностью маркетинга в библиотеке является то, что он носит некоммерческий характер, то есть не нацелен на получение непосредственной финансовой выгоды от оказываемых услуг. Это позволяет библиотечному маркетингу оставаться социально ориентированным и вместе с тем искать пути оптимизации расходов и пополнения бюджета за счет оказания платных услуг.
Библиотечный маркетинг включает ряд составляющих: он может касаться популяризации ресурсов библиотеки, ее локации, значения в культурном сегменте рынка, ведущих специалистов и так далее.
Этапы маркетинговой деятельности библиотек
Библиотечный маркетинг осуществляется как комплексная управленческая организационная деятельность, связанная с реализацией ряда этапов:
- На первом происходит определение маркетинговой концепции деятельности библиотеки: она определяет свой сегмент "рынка" и проводит его изучение. Применительно к сфере библиотечного обслуживания это сбор и систематизация информации о пользователях и потенциальных читателях, определение их количественно-качественного состава и прироста новых пользователей. Специалисты изучают читательские интересы и потребности пользователей, их запросы и предпочтения, в том числе и в сфере дизайна, организации библиотечной среды и проч.
- На следующем этапе происходит определение направлений деятельности библиотеки в соответствии с целями максимального удовлетворения запросов. Так как в библиотечном маркетинге большую роль играет планирование, то на этом этапе также происходит разработка необходимой документации, определение характера и качества будущих информационных продуктов, которые планируют предоставить пользователям.
- На третьем этапе и четвертом этапах происходит поиск и формирование необходимой ресурсной и технологической базы. Это относится к материально-техническим, кадровым, финансовым ресурсам, которые нужны для осуществления информационно-библиографического обслуживания.
- Впоследствии осуществляется выпуск продукции, проведение мероприятий, выставок, то есть работа по удовлетворению читательских запросов в интеллектуальной, культурной, досуговой сферах.
- Последующие этапы связаны с оценкой деятельности, определением критериев ее успешности и эффективности, выявлением слабых сторон и корректировкой основных направлений работы.
Маркетинговые исследования в библиотеке
Важным аспектом внедрения маркетинговых практик в управление библиотечными процессами является анализ различных направлений деятельности библиотеки. В сферу маркетинговых исследований попадают следующие стороны информационного обслуживания:
- Анализ потребностей и запросов пользователей, который проводится с использованием разных методов: наблюдений, беседы, анкетирования, изучения библиотечной документации. Такое исследование позволяет не только понять сферу интересов пользователей, но и увидеть, насколько им реально соответствуют ресурсы библиотеки.
- Изучение библиотечной среды и окружения, в котором библиотека функционирует. Это позволяет сделать вывод о привлекательности библиотеки и ее имиджа для читателей, определить конкурентов в данном сегменте культуры и прогнозировать дальнейшее поведение пользователей.
- Исследование ресурсной базы, а также продуктов библиотеки, услуг, которые она оказывает, позволяет оценить их с точки зрения востребованности, эффективности, качества. Специалисты получают важную информацию о том, как оптимизировать производственные расходы путем сокращения невостребованных продуктов и услуг и перераспределить ресурсы в пользу тех видов обслуживания, которые действительно необходимы пользователям.
- Кадровый маркетинг связан с изучением рынка труда и позволяет учреждению культуры искать наиболее квалифицированных специалистов и привлекать их к работе с читателями.
- Маркетинговые исследования в сфере социального партнерства позволяют найти организации, готовые сотрудничать с библиотекой, и выстроить перспективную совместную работу по удовлетворению информационных потребностей пользователей. Например, библиотека может пригласить специалиста в какой-либо отрасли (педагогика, медицина, дизайн и проч.), у которого заинтересованные пользователи могут получить необходимую информацию
Таким образом, библиотечный маркетинг как организационная модель управления информационными процессами, является эффективным направлением совершенствования библиотечной деятельности.