Маркетинг как концепция управления современной библиотекой
Маркетинг – это особая сфера деятельности, связанная с выстраиванием работы организаций, компаний с учетом спроса на их услуги, товары и прочие ресурсы.
В основе маркетинга лежат планирование производства каких-либо ресурсов, а также создание условий для их продвижения на рынке.
С точки зрения управления сфера влияния маркетинга на деятельность организации заключается в том, что с его помощью решаются многообразные задачи:
- Исследуются запросы потребителей, их потребности и нужды.
- Деятельность организации, перечень ее услуг / товаров преобразуются в соответствии с нуждами потребителей.
- Происходит продвижение организации путем ее рекламы, создания имиджа на рынке.
- Изучается результативность деятельности и уровень удовлетворенности потребителя теми услугами, которые он получил от организации.
Как особая стратегия руководства маркетинг с успехом применяется в коммерческом секторе, однако наблюдается его экспансия и на деятельность некоммерческих структур. Это происходит по той причине, что организации, не занятые извлечением прибыли из своей деятельности, также сталкиваются с проблемами изучения потребностей пользователей и привидением своей работы в соответствие с ними.
Специфика маркетинга в библиотеке заключается в следующем:
- Полностью некоммерческий характер, ориентация на социальное обслуживание.
- Сосредоточенность на читателе и его нуждах, информационных потребностях как основе функционирования библиотечного обслуживания.
- Стремление сформировать положительный имидж библиотеки в социальной среде.
- Инновационный характер деятельности.
- Стремление к достижению удовлетворенности читателя оказанными услугами.
Применение маркетинга в деятельности библиотеки возможно на всех этапах работы:
- В области комплектования он связан с учетом потребностей читателей в обеспеченности определенными видами документов.
- В сфере обслуживания он предполагает учет удобства доступа к ресурсам, своевременности их предоставления, комфортности работы с источниками и техникой, а также заинтересованности в массовой работе библиотеки.
- В области автоматизации процессов работы он связан с повышением скорости и качества обслуживания.
- В сфере управления он обусловливает применение моделей гибкого руководства и сотрудничества.
- В плане социального позиционирования он связан с поиском новых форм презентации библиотеки и ее услуг в обществе.
Основные категории библиотечного маркетинга
В комплекс маркетинга в библиотеке входят разные элементы, которые относятся к сфере информационно-библиотечного обслуживания и его востребованности.
Центральной единицей маркетингового комплекса библиотеки является понятие услуги, которая представляет собой результат деятельности, направленной на удовлетворение читательского запроса. Услуги выражаются в разных формах: получение справки, предоставление индивидуальной консультации, проведение мероприятия, поиск информации по электронному каталогу, коллективное информирование, электронная доставка документа пользователю, распечатка текста, копирование и многое другое.
Второй аспект связан с распространением этой услуги среди пользователей с помощью таких форм презентации, которые делают ее известной и доступной. Применительно к библиотечному обслуживанию это означает информированность пользователя о времени работы, правилах обслуживания, нахождении библиотеки, возможностях удаленного доступа к информационным ресурсам и проч.
Важным звеном маркетинга в библиотеке является кадровый ресурс, который предполагает наличие сотрудников, заинтересованных в реализации стратегий маркетинга, в поиске форм изучения читательского спроса и его удовлетворения.
В коммерческом маркетинге еще одной его составляющей является цена, но поскольку библиотека представляет собой некоммерческое учреждение, то эквивалентом цены здесь выступает эффективность использования ее ресурсов. Библиотека вынуждена конкурировать с другими институтами, предоставляющими доступ к информации. В условиях развития Интернета и появления большого количества открытых информационных ресурсов библиотека вынуждена искать пути привлечения читателя, гарантируя ему высокое качество ресурсов и эффективность их поиска и предоставления.
Коммуникация в системе маркетинга, а также реклама и продвижение библиотеки в социуме является завершающей составляющей библиотечного маркетинга. Здесь библиотека решает вопросы о том, с помощью каких форм она будет презентовать себя, как выстроит рекламную кампанию, направленную на привлечение читателей, сколько мероприятий и акций проведет и какую результативность от них ожидает.
Библиотечный маркетинг, учитывая данные направления, позволяет руководить процессами работы, учитывая потребности пользователей и условия среды. Важность этих составляющих настолько высока, что недостаточное внимание к вопросам компетенции персонала, продвижению услуги или ее качеству может сказаться на деятельности отрасли в целом.
Внедрение маркетинга и его принципов в работу библиотеки позволяет планировать процессы ее деятельности на основе изучения пользователей для обеспечения актуальности и конкуренции библиотечных услуг на рыке информационных ресурсов.